В начало Rambler's Top100
Электронное
периодическое издание
Обзоры фильмов на DVD
Домашний кинотеатр своими руками
Выставки и фестивали
Новинки на DVD и региональное кодирование
Аппаратура для домашнего кинотеатра
В предыдущих выпусках
Ссылки
Редакция издания
Дни Чешского кино в Москве

 

 

 

С 4 по 10 ноября 2002 года в Москве проходят Дни чешского кино. Это самая крупная акция за последнее десятилетие. После многолетнего перерыва вновь российский зритель встретится с чешским киноискусством. В отношениях между кинематографиями СССР и Чехословакии был период активного и интересного сотрудничества, затем наступил промежуток времени, когда связи разорвались. И в этом году чешской стороной предпринята попытка возродить, восстановить отношения, разработать программу обмена чешскими и российскими фильмами.

4 ноября в 17.30 в конференц-зале СК России (Васильевская, 13) состоялась пресс-конференция, посвященная открытию Дней чешского кино в Москве.
В пресс-конференции приняли участие: Ярослав Башта, Чрезвычайный и Полномочный Посол ЧС в РФ, Зденек Окунек, Советник по культуре и образованию Посольства ЧР в Москве, Хана Вахалова, директор Департамента кинематографии Министерства культуры ЧР, Яромир Каллиста, кинопродюсер, агентство "ATHANOR" (фильмы Яна Шванкмаера), преподаватель Киноакадемии Университета изящных искусств, Прага, Вероника Жилкова, киноактриса, Нина Фалковская, переводчик.

Выступающими было отмечено, что чешское кино ведет свою историю с 1898 года, когда появились первые фильмы. В 1911 году появились первые работы об эстетике и теории кино. В 30-х годах прошлого столетия чешская школа операторов была признана лучшей. К 40-м годам уже полностью сложилась чешская система кинематографии, и известная студия "Баррандов" была призвана стать вторым Голливудом, но Вторая Мировая война не дала этому осуществиться. В 60-е годы кинематографистами была предпринята попытка восстановить старые добрые традиции чешского кино, поэтому в фильмах режиссеры обратились к жизни простого народа, и героиней кино стала провинциалка, что называется, девушка с улицы. Вновь возросло влияние сюрреализма, зародившегося в 30-е годы благодаря близости к Парижу. В конце 50-х годов сюрреализм стал тенденцией в развитии национального кинематографа, что нашло яркое воплощение в творчестве знаменитейшего чешского режиссера Яна Шванкмаера. Определить жанровое своеобразие творческой манеры этого режиссера в чистом виде невозможно. В центре его внимания - страсти, которые захватывают человека без меры и приводят к его гибели. Шванкмаер - философ, чей черный юмор замешан на ужасе больше, чем фильмы Хичкока, и чье внимание сосредоточено исключительно на маленьком человеке. Маленький человек по Шванкмаеру живет только земными страстями, что всегда интересно для режиссера и оставляет огромное поле для творческой манеры и фантазии. После 1991 года Ян Шванкмаер и продюсер Яромир Каллиста основали киностудию "Athanor", что в переводе означает "печь алхимика", которая занимается производством оригинальных чешских фильмов. Творчество Шванкмаера высоко оценено за рубежом и тесно связано с коллективным творчеством сюрреалистической группы до сегодняшнего времени.

Надо признаться, что в состоянии отечественного и чешского кинематографов на сегодняшний день очень много общего. Современная история чешской кинематографии ведет свой отсчет с середины января 1990 года. Создание фильмов перестало планироваться и финансироваться государством, и каждый продюсер вступал в беспощадную борьбу с иностранными конкурентами в кинотеатрах и еще более безжалостную борьбу за зрителя с иными видами развлечения. Несмотря на это, все 90-е годы чешский фильм удерживал внимание зрителя, а в 1996 году фильм Я. Сверака "Коля" даже получил "Оскара" в номинации "За лучший иностранный фильм". Сегодня продюсер и режиссер в Чехии, чтобы создать картину, сами ищут деньги. К сожалению, старое поколение прославленных режиссеров, сформировавшихся в иной политической ситуации, не умеет просить деньги, поэтому они лишены возможности творить. Те же, кто умеет находить деньги, продолжают снимать картины. Поэтому ситуация "власть власти" по сравнению с ситуацией "власть денег" более выгодна для кинематографистов. Но, тем не менее, несмотря на сложное финансовое положение, создаются прекрасные фильмы, которые предложены вниманию российского зрителя.

В программе Дней чешского кино в Москве:

  • 4 ноября,
    • 19.00 - Большой зал Дома кино СК России
      • Открытие Дней чешского кино
      • "Отесанек - Деревянный человечек" (2001г., 127 мин., режиссер Ян Шванкмаер) - черный гротеск о женщине, "усыновившей" корягу.
  • 5 ноября,
    • 19.00 - Белый зал Дома кино СК России
      • "Осеннее возвращение" (2002г., 114 мин., режиссер Георге Агатоникиадис) - фильм о переживаниях греческого мальчика, покинувшего родную страну во время гражданской войны в 1948 году и нашедшего вторую родину в Чехословакии.
  • 6 ноября,
    • 19.00 - Белый зал Дома кино СК России
      • "Мнимый больной всем милый Властимил Бродский" (1999 г., док., 88 мин., режиссе Ондржей Гавелка) - кинопортрет чешской кинозвезды Властимила Бродского снял музыкант и актер Ондржей Гавелка.
  • 7 ноября,
    • 19.00 - Белый зал Дома кино СК России
      • "Дикие пчелы" (2001 г., худ., 94 мин., реж. Богдан Слама) - В богом забытой деревушке на севере Моравии люди живут по-своему, оторванные от большого мира…
  • 8 ноября,
    • 17.00 - Белый зал Дома кино СК России
      • "Норки-норушки" (1999г., худ., 115 мин., режиссер Ян Гржебейк) - Действие семейной комедии в стиле ретро с горьким звучанием разыгрывается за день до оккупации Чехословакии в 1968 г.
    • 19.30 - Белый зал Дома кино СК России
      • "Источник жизни" (2000г., худ., 107 мин., режиссер Милан Цислар) - программа нацистских властей по отчуждению и перевоспитанию детей арийской расы. Под предлогом обследования для профилактики туберкулеза отбирались чистые и здоровые девушки.
  • 9 ноября,
    • 18.00 - Кинозал Посольства Чешской Республики, ул. Ю.Фучика, д.12-14, 5 корпус
      • "Ночь в замке Карлштейн" (1973 г., худ., 87 мин., режиссер Зденек Подскальский) - очаровательный мюзикл об императоре Карле IV и Элишке Померанской, действие которого происходит в ХIV веке. Новая жена императора Карла IV с нетерпением ждет поездки в замок Карлштейн. Однако придворная дама Офка предупреждает ее, что женщинам на территорию замка вход строго воспрещен.
  • 10 ноября,
    • 17.00 - Большой зал Дома кино СК России
      • Закрытие Дней чешского кино в Москве
      • "Круг" (2001 г., детский худ., 72 мин., режиссеры Вера Шимкова-Пливова, Драгуше Кралова) - фильм о жизни десятилетней спортивной гимнастки Фанинке, о силе любви и дружбы.
    • 19.00 - Большой зал Дома кино СК России
      • "Мы должны друг другу помогать" (2000 г., худ., 117 мин., режиссер Ян Гржебейк) - Действие горькой комедии Яна Гржебейка разыгрывается в последние три года второй мировой войны, когда чешская семья выручает из беды друга - еврейского юношу, сбежавшего из концлагеря, и прячет его у себя дома.

Наталья Хральцова

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Мир отличного звука

© "Мир DVD", 2002г. Все материалы являются собственностью редакции.
Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.