|
|
День Сурка по-русски
На очередном заседании
Пресс-клуба киножурналистов России в Службе кинематографии Министерства
культуры РФ 19 ноября 2003 года состоялся пресс-показ фильма
Виталия Мухаметзянова "День хомячка".
Что есть счастье, удача вообще и то же самое,
но исключительно по-русски? Режиссер и съемочная группа фильма
"День Хомячка" представили на суд зрителя свой вариант ответа,
правда, с соблюдением национальных особенностей "чисто по-русски"
поиска счастья.
Комедия снималась в Уфе, так как многие организационные
вопросы съемок там можно было проще решить, фильм был поддержан
министром культуры и национальной политики республики Башкортостан
Х. Ишмуратовым, министром по делам гражданской обороны и чрезвычайным
ситуациям РБ М. Магадеевым. Кроме того, за исключением пяти
ролей, всех остальных персонажей сыграли уфимские актеры.
"День
Хомячка".
- Заявленный жанр - комедия
- Режиссер - Виталий Мухаметзянов
- Авторы сценария - Юрий Патренин, Николай
Петров, Константин Мурзенко
- Продюсеры - Виктор Алисов, Максим Швачко
- В главных ролях - Виктор Проскурин, Григорий
Малыгин, Дмитрий Никулин.
Итак, что мы имеем. Троицу: Степаныч (Виктор
Проскурин), Серега (Григорий Малыгин), Колян (Дмитрий Никулин),
- которая "не просыхает" уже бог знает сколько времени в городишке
N, в дорогом гостиничном номере. Эта троица однажды просыпается,
почти в бессознательном состоянии, и ищет денег, чтобы опохмелиться
и вспомнить хоть что-нибудь, что было накануне, а находят….
пухлый такой саквояжик с миллионом долларов. Настоящих и зеленых,
взявшихся из ниоткуда. С этого момента у них начинается другая
жизнь, хотя из предыдущего дня которой они ничего не помнят.
К ним в номер приходят разные люди, каждый со своими просьбами,
и каждый из которых является лишь одним звеном в цепочках многоуровневых
сюжетных линий комедии, сходящихся, конечно, на нашей троице.
Только они никого и ничего не помнят, и каждый раз по утрам
у персонажей, появляющихся в номере гостиницы, с чисто русской
хмельной непосредственностью спрашивают: "А ты кто?".
Оказывается, что Степаныч баллотируется в губернаторы,
МВД перед ним ходит по струночке, и вся троица, что современные
олигархи: у них работает целый наемный штат, длинноногая девица,
все знающая и всем распоряжающаяся - секретарь-референт, есть
собственные имиджмейкеры и какие-то морквоведы. Их личный дилер
круглосуточно покупает и продает акции в безумных количествах.
Добавим киллера и музыкантов хип-хопа - вот вам только частичка
их новой реальности.
Все последующие их дни начинаются в той же гостинице,
с той же глубоко алкогольной амнезией, что делали вчера, только
денег становится все меньше… Повтор начала нового дня рождает
изменение реальности в кадре, с другим сценарием. "День Сурка"
по-русски.
Все трое остаются жить в своем, собственном,
"доденежном" измерении, а новые действующие лица воспринимают
их действия уже в их другой жизни. Истинный смысл событий проходит
мимо сознания троицы, замутненного количеством горячительного,
тем самым рождая многоплановость зрительского восприятия действия,
разворачивающегося на экране. Например, "упадет на два пункта"
- это про акции или мужское достоинство? Каждый из героев, да
и из зрителей тоже, придает этому свое значение. Смещение временных
пластов, убыстренное течение событий создают в комедии иллюзию
спрессованности времени, что усиливается фиксацией отдельных
моментов в кадре. И от этого смешения и смещения временных пластов
создается яркое и красочное, почти балаганное действо.
Смотришь эту сатирическую комедию и такое ощущение,
что перед глазами меняются разноцветные стеклышки калейдоскопа,
кусочки стекла тасуются, перемещаются и создают неповторимый
многоцветный узор, и так до бесконечности. Так и события в комедии,
подобно стеклышкам калейдоскопа, меняются, накладываются и перемешиваются
друг с другом, создавая свой мозаичный узор из выпивки, дилеров,
киллеров, выборов и огромных денег.
Комедия сделана очень неплохо, в эстетике стеба,
гротеска и пародии, авторами используются приемы сатиры и иронии.
Двойственность смысла диалогов и персонажи комедии рождают у
зрителей различные ассоциации с другими фильмами. Например,
с "Братом", "Днем сурка", квинтэссенцией стеба и действия "Карты,
деньги, два ствола", даже нашим культовым фильмом "Местом встречи
изменить нельзя" (есть фраза "Ладно, Шарапов") и т. д. Пуля,
замедленно летящая в лоб бандита - пародия на американские боевики.
Фрагменты с разборками - пародия на отечественные сериалы и
боевики. "Рваному" (быстро меняющемуся) развитию действия комедии
("клиповая" эстетика с соответствующей компьютерной графикой)
прекрасно соответствует различная по направлениям музыка, от
рока до классики.
Я не знаю, случайно ли это так получилось или
нарочно было задумано, но у создателей фильма в результате вышла
отличная социальная сатира на наше общество, показан весь цинизм
нашей сегодняшней жизни. "В людей вселяет ужас не оружие, а
люди, им владеющие", - эта фраза одного из персонажей комедии
является тому яркой иллюстрацией. Тот, у кого есть деньги, может
все, и любые его действия будут находить одобрение и поддержку.
Все продается, и все покупается. Собранный компромат на Степанычевы
"художества" во время выборов: пьяные дебоши и кутежи с девушками,
швырянье денег налево и направо - неотъемлемая черта русской
и "новорусской" жизни, и не компромат вовсе, а реклама его молодецкой
удали для МВД. Есть деньги - и ученые-физики перепрофилируют
институт и станут выращивать морскую морковь. Денег нет, кончились
или пропали, и из хозяина жизни и должностного лица в мгновение
ока очень просто стать или заключенным, или мертвым, выбор небольшой.
Мечта о неразменном, ну или почти неразменном, миллионе долларов,
и безудержном вечном празднике "на троих" и есть воплощение
рецепта счастья по-русски.
Наталья
Хральцова
20.11.2003
|