В начало Rambler's Top100
Электронное
периодическое издание
Обзоры фильмов на DVD
Домашний кинотеатр своими руками
Выставки и фестивали
Новинки на DVD и региональное кодирование
Аппаратура для домашнего кинотеатра
В предыдущих выпусках
Ссылки
Редакция издания
III Фестиваль Немецкого кино в Москве

 

 

 

 

III Фестиваль Немецкого кино в Москве
9 - 13 декабря 2004 года

Уже в третий раз в Москве проводится фестиваль немецкого кино, что становится доброй традицией, ведь нынешний, 2004 год, прошел как "год Германской культуры в России". Московский зритель имеет прекрасную возможность увидеть в Центральном Доме Предпринимателя в кинотеатре "35 мм" новые работы немецких кинематографистов, познакомиться с их творческим осмыслением жизни современной Германии.

В программе Фестиваля - 14 современных картин, среди которых представлены и художественные, и документальные, и короткометражные фильмы, тесно связанные с немецкой и европейской историей, с жизнью Германии сегодня. Фестиваль организован Союзом немецких экспортеров кино, кинотеатром "35 мм", при поддержке Посольства Германии в Москве, Немецкого культурного центра им. Гете в Москве.

Перед национальными кинематографиями стран мира в целом сегодня стоят сходные проблемы, не является исключением и национальный кинематограф Германии. Это и недостаточность финансовых средств для создания фильмов, и засилье американской кинопродукции в прокате, и трудность пробиться молодым режиссерам на экраны. Главное - это создание конкурентоспособной продукции на мировом кинорынке и поиск своей аудитории. Проведение подобных фестивалей открывает дорогу молодым кинематографистам. Обо всем этом говорилось на пресс-конференции, предварявшей открытие Фестиваля Немецкого кино.

Фильмом открытия стала драма "Воспитатели" (2004 г.) режиссера Ханса Вайнгартнера, которая участвовала в конкурсном показе в Каннах (2004), в спецпоказе в Карловых Варах-2004. Так же драма была представлена в этом году на фестивалях: в Монреале, в Генте, в Лондоне, в Пусане, в Рио, в Вене, в Севилье, в Любляне.

Выступая перед журналистами на пресс-конференции, Ханс Вайнгартнер отметил, что этот фильм - о любви, о дружбе и восстании молодежи. Трое молодых людей борются против глобализации экономики, против различия богатых и бедных.

Картина получилась очень острой, противоречивой и социально направленной. Двое молодых парней, протестуя против тех, кого они считают богачами, по ночам, пока хозяева в отъезде, вламываются на пустые виллы, хулиганят, переставляют мебель, правда, ничего не воруют. Позже к ним присоединяется и девушка, которая с удовольствием мстит своему богатому "обидчику", которому должна выплатить сто тысяч евро за разбитый ею на дороге "мерседес" класса "люкс". Девушка была сама виновата в аварии, но ее новые друзья убеждают ее, что незачем ему платить, ведь хозяин разбитого автомобиля и так богат, и машина эта у него не последняя. Молодые люди устраивают погром в его жилище, но хозяин, оказавшийся высокооплачиваемым топ-менеджером (то есть, по сути, наемным работником), не вовремя возвращается домой, и юные "борцы против богатых угнетателей" берут его в заложники… Бунт оборачивается преступлением. И перед заложником, которого играет Бургхарт Клаусснер, стоит сложная задача - "из гостя превратится в хозяина".

Судя по выступлению на пресс-конференции, режиссер Ханс Вайнгартнер выступает против глобализации экономики, за борьбу против транснациональных корпораций, которые угнетают своих сотрудников, заставляя много работать и мало платят за тяжелый труд. Но, по крайней мере, у меня, не возникло симпатии к этой юной троице разрушителей. Молодые люди не хотят ничего создавать. Они вообще не хотят работать, не хотят учиться, не хотят соблюдать законы общества, они хотят просто свободной жизни и свободной любви. Как вольные птицы вольной и свободной Европы. Но при этом хотят пить, есть и путешествовать по миру, жить в свое удовольствие. Если в этом и состоит философия антиглобалистов, н-да… Даже не хочу в это вдаваться. "Угнетение" на работе, по крайней мере, как это выглядит в драме, у юной леди сводится к тому, что ее, официантку в хорошем ресторане, клиентка просит заменить бокалы. Девушка подала дорогой бренди не в тех бокалах, которые полагается по этикету. При этом она работает не в закусочной, среди алкоголиков, с пивом, водкой и чипсами, где элементарные правила этикета никому не нужны! А выгнали с работы ее потому, что она курила на кухне, что запрещалось хозяином, и о чем заранее было известно. Ей не захотелось идти туда, где курить было можно.

Молодые люди каждый раз оставляют после взлома и погрома записку о том, что хорошая жизнь закончилась, с подписью "Воспитатели", взяв на себя, по сути, функцию судей. Они хотят, чтобы люди, живущие в этих виллах, испытывали постоянное чувство страха от отсутствия защищенности, от осознания того, что даже дома никто не находится в безопасности.

Не суди, да не судим будешь. Бунт троицы агрессивен, жесток и бессмысленен, как бессмысленна их жизнь с их протестом, и это прекрасно показано режиссером Хансом Вайнгартнером, какие бы политические воззрения он не исповедывал. Это, несомненно, талантливый, отлично сделанный фильм талантливого режиссера. Нам остается только пожелать успеха картине, которая будет демонстрироваться в 43 странах мира.

Очень интересной показалась автору этих строк документальная работа режиссера Станислава Мухи "Центр Европы" (2004, 85 мин.). Съемочная группа пытается найти место в Европе, которое точно является ее географическим центром. Но эта задача оказывается непосильной не только из-за сложностей определения и нахождения конкретной центральной точки, но и потому, что практически в каждой стране есть место, почитаемое жителями, как "центр Европы". В том числе в бывших советских республиках Литве, Украине, не говоря ужен о Германии, Польше, Словении и др. И вот здесь происходит самое интересное. Неторопливое документальное повествование о поиске центра Европы превращается в социальное свидетельство, рассказывающее о жизни простых людей, особенно наших бывших сограждан, тех, кто оказался в составе Европы в постсовесткую эпоху. Станислав Муха избегает какого бы то ни было авторского анализа и комментариев, он просто беседует с людьми, показывает их быт, образ жизни бывшей провинции Советского Союза, а ныне провинции расширяющейся Европы. А это - нищета, отсутствие какой бы то ни было работы в принципе, самоубийства отчаявшихся людей. Страшные кадры целых погостов самоубийц в одной из наших бывших республик. Да и о самоубийстве наши бывшие сограждане говорят так, как об обыкновенной и привычной вещи, не вызывающей у них никаких эмоций. Так, легкую улыбку. Как говорит один из героев картины, что в Советском Союзе их заставляли работать в колхозе и в праздники, и в выходные. А потом им пообещали свободу! И вот теперь у них нет ни денег, ни работы, ни еды, ни медицинской помощи, ни электричества, есть свобода. От всего, что составляет нормальную и достойную человеческую жизнь.

Немецкий кинематограф имеет свое лицо и ищет свой путь, свое место в мировом кинопроцессе, в этом ему отказать нельзя. И что особенно отрадно, он пытается осмыслить современные процессы жизни и Германии, и Европы в целом, чьей составной частью является эта страна, осмыслить ценность человеческой жизни, ценность творчества, самоидентификации личности.

Наталья Хральцова
14.12.2004

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Мир отличного звука

© "Мир DVD", 2004г. Все материалы являются собственностью редакции.
Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.