В начало Rambler's Top100
Электронное
периодическое издание
Обзоры фильмов на DVD
Домашний кинотеатр своими руками
Выставки и фестивали
Новинки на DVD и региональное кодирование
Аппаратура для домашнего кинотеатра
В предыдущих выпусках
Ссылки
Редакция издания
Пресс-показ фильма "Возвращение"

 

 

 

 

Пресс-просмотр картины состоялся в Службе кинематографии Министерства культуры России 25 августа 2003 года. После показа состоялась пресс-конференция присутствовавших на показе киножурналистов с создателями фильма.

Отвечая на вопрос о сценарии, режиссер Андрей Звягинцев сказал, что изначально был взят готовый сценарий, цельный и очень сильный. В процессе работы он претерпел некоторые изменения, так, например, изменился жанр. Из жанра "action" в американском духе в форме воспоминания он превратился в наблюдение, в действие, разворачивающееся прямо на глазах зрителей. То, что действие разворачивается вне времени, сделано сознательно. Мир в его картине неузнаваем и не идентифицируется, это могут быть и 70-е, и 80-е, и 2000-е г.г. Образ отца стал более "туманным", хотя первоначально можно предположить, что отец из ВДВ.

Большой интерес киножурналистов вызвала история с продвижением картины на Венецианский кинофестиваль. Об этом подробно рассказала дистрибьютор Раиса Фомина ("Интерсинема-Арт).

Дебютный фильм молодого режиссера Андрея Звягинцева неожиданно для всех был приглашен почти одновременно сразу на четыре кинофестиваля - в Торонто, Монреаль, Локарно и Венецию.

Вначале пришло приглашение в Торонто. Участие в этом известном неконкурсном фестивале сулит хорошую продажу картин, поэтому создатели фильма планируют поехать в Торонто осенью. Далее поступило приглашение от Монреаля, и затем стало известно, что картину отобрал в конкурс фестиваль в Локарно. Почти вслед за этим было получено приглашение, тоже в конкурс, но в Венецию. Локарно пришлось отказать, что было сделать по понятным причинам очень сложно и болезненно как для швейцарцев, так и для российской стороны. Так что первый полнометражный фильм, созданный компанией "REN-фильм", дебютная картина продюсера Дмитрия Лесневского и дебютный фильм режиссера Андрея Звягинцева в результате борьбы за него отправляется на кинофестиваль в Венецию.

Фильм, конечно, никого не оставляет равнодушным. Первый опыт молодого режиссера Андрея Звягинцева оказался на удивление зрелым. Ему есть, что сказать и показать думающему зрителю. Особо хочется выделить замечательную работу оператора Михаила Кричмана и звукорежиссера Андрея Худякова. Из актерского состава особенно интересны работы Ивана Добронравова, сыгравшего роль Вани, младшего сына, и Константина Лавроненко, исполнителя роли отца. Будем надеяться, что жюри Венецианского кинофестиваля, куда отправляется картина, оценит ее по достоинству.

"Возвращение"

  • Производство - "REN-фильм"
  • Продюсер - Дмитрий Лесневский
  • Режиссер - Андрей Звягинцев
  • Сценарий - Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий
  • Оператор - Михаил Кричман
  • Композитор - Андрей Дергачев
  • Звукорежиссер - Андрей Худяков
  • Художник - Жанна Пахомова
  • Исполнительный продюсер - Елена Ковалева
  • В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко, Наталья Вдовина, Галина Петрова.

Отцы и дети - вечная тема русской классической литературы и современного отечественного кинематографа, что нашло свое собственное прочтение в драме "Возвращение", дебютном фильме режиссера Андрея Звягинцева.

Некий городок без названия, только обозначенный серым и скудным бытом, выглядящим еще убийственнее на фоне красоты окружающей природы, достаточно закрытый мир с постоянной борьбой за выживание. Привычная жизнь со своими законами улицы под крылышком матери и бабушки для двух братьев неожиданно и как-то сразу заканчивается с внезапным появлением отца. Он возникает из ниоткуда, чужой и очень сильный человек, чье возвращение самым жестоким образом расколет жизнь мальчишек надвое. Теперь в их жизни будет время до и время после приезда отца. А разделительной чертой станет поездка на рыбалку, поход на далекий остров.

Братья, привыкшие к любви и материнской защите, столкнутся с совсем иной, доселе им незнакомой и неуютной для них, манерой поведения: беспрекословное подчинение власти отца, явно привыкшего отдавать команды и управлять людьми. Но взрослыми людьми. В случае же с собственными сыновьями - подростками, выросшими в окружении заботливых женщин, отец внезапно столкнется с враждебностью младшего сына, которая затем перерастет в ярость, ненависть, подростковый максимализм, доведенный до абсурда, что, в свою очередь, приведет к трагедии. Мальчишки, особенно младший, совершенно его не помнят и воспринимают, как чужого человека, человека со старой фотографии, заложенной в альбоме, которого мама просто представила, как их папу, как данность. Необходимость покоряться и выполнять каждое его указание вызывает, например, у Ивана, резкое неприятие, отрицание и агрессию. Материнская опека мгновенно, без объявления капитуляции, сменилась строгим выполнением команд и насильственным обучением самостоятельности, умению постоять за себя, а так же умению отвечать за свои слова.

По характеру отец агрессивен, жесток, умеет заставлять людей подчиняться своей воле, но в поездке его властность столкнется с упрямством Вани, его нежеланием признавать власть и силу отца. По сути, Иван наследует отцовские черты характера, которые пока еще без соответствующего жизненного опыта выражаются в эмоциональном протесте подростка. В какой-то момент отец становится олицетворением незнакомого детям "мужского" мира, живущего по законам силы, и жесткость конструкции, агрессивность этой модели, предложенной ребятам без каких-либо объяснений, в конце концов, приводит к трагедии. Детство ребят внезапно закончилось, оставшись лишь в воспоминаниях, да разрозненных черно-белых фотографиях…

Сюжет прост, но он сам по себе значения не имеет, важно то, что происходит между братьями и отцом, то, что происходит внутри, и что, собственно, и является предметом внимания режиссера. Не имеет значения так же и категория времени, в котором происходят события. Неторопливость действия резко контрастирует со сконцентрированным внутренним драматизмом событий, их напряжением и эмоциональностью.

Особая роль в картине принадлежит цвету и природе. На фоне неяркости и приглушенности красок обыденной жизни городка в серо -черно - коричневой гамме, на фоне гармонии и красоты, какого-то вселенского спокойствия пейзажа, а так же среди бушующей водной стихии конфликт "дети - отцы" ощущается еще более остро. Потоки холодной воды с разверзшихся небес, обрушивающиеся на путешественников в лодке, - это аллегория изменяющегося мира, в котором отныне придется жить детям. После же случившегося сдержанная красота острова останется неизменной, а серо-голубая вода, мерно плещущаяся о берег, будет так же, равнодушно шурша, набегать на песок, что усиливает эмоциональное восприятие зрителем драматизма ситуации. Оглушенные и потрясенные произошедшей с ними трагедией, ребята никогда уже не станут прежними. А метафорой к этой драме может изумительно послужить кадр финала с фотографией младшего сына, сидящего в машине. Его лицо как бы "делится" приоткрытым стеклом пополам, прикрыто им наполовину. И на той части, которая закрыта стеклом, видны капли дождя…

Наталья Хральцова
25.08.2003

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Мир отличного звука

© "Мир DVD", 2003г. Все материалы являются собственностью редакции.
Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.