В начало Rambler's Top100
Электронное
периодическое издание
Обзоры фильмов на DVD
Домашний кинотеатр своими руками
Выставки и фестивали
Новинки на DVD и региональное кодирование
Аппаратура для домашнего кинотеатра
В предыдущих выпусках
Ссылки
Редакция издания
Московская международная выставка - ярмарка кинематографии "Прометей" (23.05.2002 - 25.05.2002)

 

Офицальный сайт фестиваля трюкового искусства и кино - www.prometey.net

 

С 23 по 25 мая 2002 года в Москве, в Здании Правительства Москвы, что на Новом Арбате, прошла Московская международная выставка - ярмарка кинематографии "Прометей". Ее организаторами выступили: Объединение Каскадеров "Мастер", оргкомитет ММФТИК "Прометей", Союз Кинематографистов РФ, Гильдия актеров кино России.

Целью выставки было создание единой информационно-коммерческой платформы для осуществления информационных, коммерческих, культурных взаимосвязей между различными странами в мире киноиндустрии.

Не секрет, что российское кинопроизводство в последние годы переживает далеко не лучший период своего существования, причем это касается практически всех жанров отечественного кинематографа. Некоторым исключением на данный момент является производство наших многочисленных телесериалов. И эта выставка была призвана рассказать как можно больше количеству заинтересованных лиц в сфере киноискусства, предпринимателям, иностранным представителям каскадерских ассоциаций, обычным посетителям о тех колоссальных возможностях российского трюкового кино, наших каскадеров, которые практически не используются на данный момент в полной мере.

В соответствии с этим задачи, которые были поставлены перед выставкой организаторами, носили достаточно разносторонний характер. Среди них:

  • содействие в развитии международных экономических и культурных связей между народами в сфере кинематографического искусства и киноиндустрии,
  • создание базы для центральной международной съемочной площадки с целью организации совместных международных проектов,
  • привлечение отечественных и зарубежных инвесторов, продюсеров к совместному производству фильмов,
  • развитие российского кино как отрасли кинематографа и выведение его на мировой уровень,
  • популяризация высококачественных российских и зарубежных фильмов,
  • содействие в осуществлении обмена опытом между отечественными и зарубежными представителями кинобизнеса,
  • поиск и выявление талантов среди молодежи,
  • поиск и поддержка начинающих специалистов киноиндустрии,
  • создание фонда поддержки молодых специалистов кино.

Выставка-ярмарка проходила в рамках V Московского Международного Фестиваля Трюкового искусства и Кино "Прометей". В программе кинофестиваля, проходившего в киноклубе "35мм", были представлены лучшие трюковые фильмы и блокбастеры из России, Франции, Германии, Белоруссии, Казахстана, Кореи, Канады, США.

Номинации кинофестиваля:

  • "Лучший трюковой художественный фильм",
  • "Лучший трюковой фильм на телевидении",
  • "Лучший трюковой документальный фильм ли трюковая телевизионная передача",
  • "Лучший трюк в кинематографе и на телевидении",
  • "Лучший актер-каскадер",
  • "Лучший трюковой оператор",
  • "Лучший сценарий",
  • "Специальный приз за популяризацию".

Существование современного кинематографа невозможно без трюков и спецэффектов, которые являются его неотъемлемой частью, обеспечивающей яркость, зрелищность, динамизм и эмоциональность восприятия фильма. А развлекательное кино практически все построено на работе каскадеров. Попробуйте представить себе боевик или приключенческий триллер без милых зрительскому сердцу крутых виражей и гонок на автомобилях, взрывах, перестрелках, полетах или пожарах. Вся прелесть этого жанра и состоит в том, что от качества и профессионализма выполнения трюков создается наиболее полная иллюзия вовлеченности зрителя "внутрь" фильма, усиливается напряжение развития действия.

Для любого поклонника жанра "action" интересно узнать подробности о проведении выставки от тех, кто имеет непосредственное отношение к трюковому кино. Я попросила главного администратора стенда Объединения каскадеров "Мастер" Игоря Колесникова рассказать немного и о выставке, и о той ситуации, которая сложилась сейчас в трюковом кинопроизводстве.

- Выставка-ярмарка проводится в этом году впервые, в отличие от фестиваля трюкового искусства и кино, который проводится уже в пятый раз, а два последних года имеет международный статус. Подобный фестиваль является единственным и в России, и во всем мире. Автор идеи о проведении этих мероприятий - Игорь Панин, специализирующийся в исполнении автотрюков. Он хотел собрать каскадеров, дать им возможность снять свои клипы, предоставив для этого необходимое оборудование. У каскадеров есть свой парк - крепость Сетунь, целый город с крепостью, с шатром в стиле средневековья. Кроме того, каскадеры могли пообщаться друг с другом на форуме, обсудить проблемы трюкового кино в России и в других странах, специфику трюкового искусства.

В работе фестиваля приняли участие несколько российских команд каскадеров из Москвы, Санкт-Петербурга, независимые каскадеры, команды Югославии, Германии, Великобритании, Швеции, Голландии, ЮАР. Все команды снимали трюковой видеоролик продолжительностью 15 минут, в котором показали различные направления трюкового искусства. Жюри оценивало профессионализм каскадера, работу оператора, постановку трюков. Натура каждой командой выбиралась произвольно, для съемок им была предоставлена необходимая техника. Старейшие и опытнейшие каскадеры стали генеральными координаторами трюковых площадок и отслеживали общую подготовку трюков и площадок. Среди генеральных координаторов представлены такие известные среди каскадеров имена, как Тадеуш Касьянов, Президент федерации традиционного карате. Он снял и поставил трюки, например, в таком культовом кино, как "Пираты ХХ века". Олег Иванович Савосин, снявший около 140 картин, среди них - "Неуловимые мстители", "Место встречи изменить нельзя". Евгений Гуськов, один из ветеранов трюковой профессии, сделавший около 70 фильмов. Василий Шлыков, известный нам по многим замечательным фильмам, таких, как "Человек с бульвара капуцинов", "Риск без контракта". В последнее время работал в Голливуде, сейчас вернулся в Россию. Среди коллег-иностранцев можно назвать такие имена, как Уэйн Филип Докси, академия трюков Великобритании, профессиональный постановщик трюков, дрессировщик и координатор трюков с животными. Сэт Эриксон, представляющий трюковое движение Швеции, основатель и президент компании "Svenska Stuntgruppen", постановщик трюков, каскадер - универсал. Леонард Бартоломеус Руйтерс (ЮАР), режиссер-постановщик, постановщик трюков, организатор академии трюкового искусства ЮАР.

Уровень российской школы каскадеров очень высок, несколько наших бывших соотечественников приехали с американской командой, представляя теперь США. Что же касается общей ситуации в трюковом кинематографе, то главной бедой является неспособность продавать то, что делается. Трюковое кино не снимается. В принципе снято мало трюкового кино, которое можно было бы представить на фестиваль. Во всем мире существует одна тенденция - Голливуд теснит национальные кинематографы, хотя на Западе существует государственная поддержка национального кино. У зарубежных каскадеров есть работа, они сами говорили об этом на форуме, по сравнению с ситуацией в России. В разоренной войной бывшей Югославии снимается 20 картин в год, у нас же в основном идет съемка телевизионных сериалов, в которые режиссеры вставляют трюки, например, "Убойная сила", "Менты", "Последний день Буржуя". Среди наших каскадеров лучше всех обеспечены работой санкт-петербургские актеры в связи с существующей там ценовой политикой. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги исключительно в создание коммерческого кино. Прокатчики предпочитают покупать продукцию Голливуда, что точно обеспечит зрителя, а, значит, и принесет прибыль. В целом уровень кинематографа упал, сюжеты скучны, а каскадеры вынуждены самостоятельно искать деньги для кинопроизводства. Но, тем не менее, трюковое кино сниматься будет!

Любой почитатель жанра "action" знает, насколько выигрывает в зрелищном отношении фильм, использующий максимальное количество трюков. Все поклонники этого жанра всегда с особенным упоением жаждут на экране трюковых сцен и спецэффектов. Зачастую режиссеры снимают отдельные материалы о постановке трюков и об их съемке. Закулисная жизнь, которая скрыта от глаз непосвященных, всегда особенно притягательна для зрителя. И мне захотелось немного приоткрыть завесу тайны, приблизиться к клану священнодействующих и посвященных в святая святых - в создание волшебных киноиллюзий. О классификации трюков, принятых в кинопроизводстве, я попросила рассказать известного каскадера и режиссера, постановщика трюков, генерального директора спортивно-технического трюкового объединения "Викинг" Евгения Гуськова.

- В классификации трюков различается несколько групп. Первая группа - это - высотно-акробатические трюки, куда входят падение с различных высот, падение с движущихся объектов (автомобиль, лошадь, вертолет, самолет, поезд). Вторая группа - большой раздел батальных сцен. Это - все съемки, связанные с различными сражениями, как историческими, так и современными: пиротехнические взрывы, горение (используются в современных батальных сценах). Третья группа - сценическое движение, фехтовальные трюки, которые применяются при съемке исторических сражений (батальные исторические сцены). Четвертая группа - это авто-мототрюки. Пятая группа - конные трюки, куда входят дрессура животных и драки, бои с животными. Шестая группа - трюки на воде, в том числе - мототрюки (лодки), водная акробатика, акваланг и подводная съемка. Седьмая группа - трюки в воздухе, в том числе парашютный спорт (купольная акробатика), вертолетно-самолетный спорт, пилотаж. И последняя группа - комбинированные съемки.

Много подготовленных людей, спортсменов в отличной физической форме могут делать трюки. Но кинокаскадер отличается от спортсменов тем, что при постановке кинотрюка он должен знать работу режиссера, оператора, знать сценарий для того, чтобы трюк вписался в стилистику картины. Трюк в кино несет смысловую нагрузку, отражает характер героя или дополняет сюжет фильма, как в случае с батальной сценой. Кроме того, каскадер должен обладать актерским мастерством, должен обладать умением перевоплощаться как в мужчину, так и в женщину. Сам Евгений Гуськов дублировал Ирину Шмелеву в фильме "Акселератка" и Веру Глаголеву в картине "Все о'кей, господа или уикенд по-русски".

Итак, развитие отечественного кинематографа невозможно без создания ярких и впечатляющих трюковых картин. К сожалению, отсутствие финансирования и интересного материала приводит к тому, что наши каскадеры с их огромными возможностями просто сидят без работы и вынуждены сниматься далеко не в первосортных проектах, чтобы заработать деньги на жизнь. Остается только надеяться, что появятся такие перспективные и "кассовые" сценарии, что инвесторы с удовольствием и выгодой для себя станут вкладывать деньги в производство российских фильмов, и наш кинематограф из "кино не для всех" станет массовым, интересным и зрелищным, как некогда прежде.

Наталья Хральцова.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Мир отличного звука

© "Мир DVD", 2002г. Все материалы являются собственностью редакции.
Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.