В начало Rambler's Top100
Электронное
периодическое издание
Обзоры фильмов на DVD
Домашний кинотеатр своими руками
Выставки и фестивали
Новинки на DVD и региональное кодирование
Аппаратура для домашнего кинотеатра
В предыдущих выпусках
Ссылки
Редакция издания
2-й Московский фестиваль
отечественного кино
"Московская премьера"

 

2-й Московский фестиваль отечествен-
ного кино

"Московская премьера"

 

 

 


Программа "Великие столетия 2004/2005"

Ретроспектива "Великие столетия 2004/2005" посвящена выдающимся режиссерам, сценаристам, актерам, операторам и композиторам, со дня рождения которых исполняется сто лет в 2004 и 2005 годах. Это те люди, которые создавали советское кино, которые жили им, которые творили, несмотря на все исторические трудности и сложности.

Фильмам, в создании которых они принимали участие, рукоплескала публика по всему миру. Их картины побеждали на отечественных и на известнейших международных кинофестивалях, и они увозили с собой не только награды, но и приобретали мировую известность. Многие из них стали лауреатами Сталинских премий, Государственной премии, Народными артистами СССР. И их имена навсегда останутся принадлежностью не только великой ушедшей эпохи советского киноискусства, но и культуры России.

Григорий Михайлович Козинцев
22.03.1905, Киев - 11.05.1973, Ленинград

Григорий Михайлович Козинцев просто ворвался в историю кино, был известен как хулиганствующий режиссер. Многие его воспринимали высокомерным, и через пятнадцать минут общения с ним чувствовали свою вину, что не являются дарованием, равным Шекспиру. Но из его дневников выяснилось, что это все было обманом. Так он маскировал свою чрезвычайную ранимость.

Козинцев был необычайно талантлив. В 16 лет, в 1921 году вместе с Л. Траубергом создал ФЭКС (Фабрику эксцентрического актера). С 1924 года был связан с киностудией "Ленфильм", на которой поставил больше 20 фильмов (до 1945 года - в соавторстве с Л. Траубергом). Его учениками были Сергей Герасимов, Янина Жеймо, Олег Жаков, Станислав Ростоцкий, Эльдар Рязанов, Игорь Масленников, Илья Авербах, Алексей Герман и другие. Его работы были отмечены Ленинской премией, несколькими Сталинскими премиями, дипломами и премиями международных кинофестивалей в Ванкувере и Венеции. Народный артист СССР.

Григорий Михайлович жил в Петербурге, а преподавал в Москве, часто бывал за границей. Он был очень эрудированным человеком. Но, по воспоминаниям его учеников, не допускал близко к себе, держал с ними дистанцию.

Картина "Простые люди", о которой пойдет речь, была запрещена. Ее рабочее название - "Буря", это была попытка измерить происходящие в картине события с точки зрения масштабности и глубины шекспировских страстей.

"Простые люди"

  • СССР, 1945, 80 мин., ч/б
  • Авторы сценария и режиссеры - Григорий Козинцев, Леонид Трауберг
  • Операторы - Андрей Москвин, Анатолий Назаров
  • Художники - Евгений Еней, Давид Виницкий
  • Композитор - Дмитрий Шостакович
  • Звукорежиссер - Илья Волк
  • В ролях - Юрий Толубеев, Ольга Лебзак, Екатерина Корчагина-Александровская, Татьяна Пельтцер.
  • Производство - киностудия "Ленфильм"

Этот фильм о войне. Но военных действий напрямую нет. Есть сказка о лихе в доме, упоминание о которой директором завода Ереминым (Юрий Толубеев) с самого начала вплетается в действие. И есть история строительства авиационного завода эвакуированными из Ленинграда в далекую Среднюю Азию.

Этот авиационный завод надо было построить в голом поле, и в кратчайшие, просто немыслимые сроки - через 2 месяца завод должен был выпустить первые самолеты для фронта.

В поезде, везущем эвакуированных через всю страну, оказываются сплетены в единое целое судьбы разных людей, со своими жизненными историями, надеждами и желаниями. Старухи, беременные и дети. Одна из девушек мечтает о том, чтобы сыграть роль Джульеты. Здесь же едет странная полусумасшедшая женщина, от пережитого потерявшая память и не помнящая даже своего имени. Она помнит только, что она вырвалась от полицаев, которые гнали их через минное поле. Помнит она и взрывы.

Завод действительно строится в голом поле, днем и ночью, без перерывов и выходных. Слово "трудно" каждый должен забыть. Завод должен начать выпускать самолеты через 2 месяца. Других сроков нет, и не будет. Все вопросы, связанные со строительством, решаются немедленно, так как завод не может ждать. Это - рефрен, повторяемый директором завода Ереминым, который работает наравне со всеми.

А что есть завод? На голой земле стоят секции, без крыши, без отопления, где и собираются рабочими детали самолетов. Начинается буря. Воет ветер, дождь хлещет, заливая холодными потоками бесконечно усталых людей, из последних сил, на износ работающих для родины, для победы над лихом, которое поселилось в их доме. И в этих условиях нет мелочей, так как завод должен работать, во что бы то ни стало.

На фоне стройки и бури развиваются судьбы героев драмы. Так, женщина, потерявшая память, оказывается женой директора завода, которую он уже и не чаял увидеть. Совершенно разные люди объединены в едином порыве, единственной целью - начать собирать самолеты.

Драма Козинцева поражает внутренним размахом, накалом и масштабом страстей, которые кипят вокруг, казалось бы, такой прозаической и неэмоциональной вещи, как строительство авиационного завода. Но за этим строительством стоит судьба страны, новые самолеты, могущие воевать, стоит возможность разгрома немцев, поэтому страсти и приобретают такой, подчас, вселенский характер.

P.S. Я смотрела эту драму с особым чувством, ибо Козинцев гениально сумел передать ту атмосферу, которая действительно имела место во время Великой Отечественной войны. Эта атмосфера владела людьми во время войны при строительстве такого же авиационного завода, только под Барнаулом. Туда из Москвы с военного завода был на некоторое время мобилизован мой дед, о котором несколько месяцев наша семья вообще ничего не знала. Мой дед вместе с другими строил такой же завод, как в фильме Козинцева, так же в открытом поле, тоже без крыши, на возведение которой просто не было времени и средств, в таких же сложных осенних погодных условиях. И гений Козинцева и состоит в том, что из одной частной истории Великой Отечественной, одного лишь фрагмента борьбы наших дедов и прадедов за победу над фашистами, причем глубоко в тылу, он создал такой масштабный и эмоциональный гимн всеобщему трудовому подвигу простых людей.

Наталья Хральцова
03.09.2004

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Мир отличного звука

© "Мир DVD", 2004г. Все материалы являются собственностью редакции.
Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.