В начало Rambler's Top100
Электронное
периодическое издание
Обзоры фильмов на DVD
Домашний кинотеатр своими руками
Выставки и фестивали
Новинки на DVD и региональное кодирование
Аппаратура для домашнего кинотеатра
В предыдущих выпусках
Ссылки
Редакция издания
2-й Московский фестиваль
отечественного кино
"Московская премьера"

 

2-й Московский фестиваль отечествен-
ного кино

"Московская премьера"

 

 

 


Программа "Великие столетия 2004/2005"

Ретроспектива "Великие столетия 2004/2005" посвящена выдающимся режиссерам, сценаристам, актерам, операторам и композиторам, со дня рождения которых исполняется сто лет в 2004 и 2005 годах. Это те люди, которые создавали советское кино, которые жили им, которые творили, несмотря на все исторические трудности и сложности.

Фильмам, в создании которых они принимали участие, рукоплескала публика по всему миру. Их картины побеждали на отечественных и на известнейших международных кинофестивалях, и они увозили с собой не только награды, но и приобретали мировую известность. Многие из них стали лауреатами Сталинских премий, Государственной премии, Народными артистами СССР. И их имена навсегда останутся принадлежностью не только великой ушедшей эпохи советского киноискусства, но и культуры России.

Мария Николаевна Смирнова
01.04.1905 - 04.05.1993

Мария Николаевна Смирнова была замечательной сценаристкой, тонкий, глубокий мастер, необыкновенно одаренный человек, получивший три Сталинских премии, по чьим сценариям было поставлено 16 фильмов. Среди них такие известные картины, как "Сельская учительница", (1947г, Сталинская премия, 1948г.), "Повесть о настоящем человеке" (1948г.), "Сельский врач" (1952г.). Но в автобиографическим записках она признается, что еще много сценариев остались не поставленными, а многие тексты и вообще пропали в корзинах киностудий.

Ее интересовала героиня - несчастная женщина, женщина с неудавшейся личной жизнью, находящая утешение в чужих детях, трудовой славе, но в душе которой всегда живет горечь от неудавшейся собственной судьбы. Особенностью ее творчества является и то, что героини слиты с природой, с жизнью хлеба. Жизнь женщины, способной дарить миру новую человеческую жизнь, приравнивается к жизни хлеба, который рождается каждый год.

На 2-м Московском фестивале отечественного кино "Московская премьера" демонстрировался фильм по сценарию Марии Смирновой, который в свое время пользовался бешеной популярностью у зрителей,

Бабы

  • СССР, 1940, 88 мин, ч/б
  • Автор сценария - Мария Смирнова
  • Режиссер - Владимир Баталов
  • Оператор - Александр Гальперин
  • Художники - Иосиф Шпинель, Н. Соловьев
  • Композитор - Лев Шварц
  • Звукорежиссер - Виктор Зорин
  • В ролях - Алла Тарасова, Андрей Абрикосов, Эмма Цесарская, Владимир Баталов, Иван Юдин
  • Производство - киностудия "Мосфильм"

Любовный треугольник на фоне волн Каспийского моря и тяжелого труда рыбаков. Главную женскую роль Варвары сыграла потрясающая актриса Алла Тарасова, ее неверного мужа Степана - Андрей Абрикосов, а его подругу Ольгу - красавица Эмма Цесарская. Это были суперзвезды советского кино. Снял фильм Владимир Баталов, отец Алексея Владимировича Баталова, президента фестиваля "Московская премьера".

Я понимаю, что о феминизме в те годы никто у нас и слыхом не слыхивал, но при просмотре подобных сюжетов одна и та же мысль постоянно приходит в голову. Феминизм - порождение самих мужчин, неравенства и войны полов. Если бы мужчины по-другому относились бы к женщинам вообще, не унижали бы их, не презирали бы, считая "вторым сортом", то феминизм, возможно, вовсе не зародился бы. Счастливая в браке женщина не станет феминисткой. Ей это и в голову придет.

А так, что получается? Варвара - прекрасная жена, хозяйка и мать, волочет на своих женских плечах весь дом, поскольку ее муж Степан хочет жить так, ему заблагорассудится. Жена у него - бесплатная раба в крестьянском хозяйстве, прислуга и няня. Он ее оскорбляет, унижает и ведет себя, как и полагается по законам домостроя. Красавица-хохотушка Ольга не обременена детьми, мужем, всегда задорна и весела, но по неписанным правилам русской жизни мужа надо иметь обязательно. Вот она и старается. Устав от измены и оскорблений мужа, Варвара уходит из дома, забрав детей, войдя в состав первой женской рыболовецкой бригады. Из забитой и униженной жены она превращается в отличного организатора, бригадира уже ставшей передовой женской бригады. Но как же физически тяжел труд женщин-рыбачек, вынужденных таскать многопудовые сети наравне с мужчинами… Самостоятельность дорого стоит.

Теперь Степан пытается вернуть ставшую самостоятельной жену, а хохотушка Ольга, после того, как Степан бросил ее, тоже перевоспитывается, и не прочь половить рыбу вместе с другими женщинами.

Вот такая история. И все бы ничего, но почему-то героиня Аллы Тарасовой, несмотря на все свои трудовые успехи и материальное благополучие, независимость от мужа не производит впечатления абсолютно счастливой женщины. Хотя открытый финал оставляет нам надежду на это.

Прекрасный фильм, умный, тонкий и очень чистый. Вот эта самая чистота, безыскусственность, незамутненность чувств безвозвратно ушли из дня сегодняшнего, оставшись только на старой кинопленке. И хорошо, что зрители, хотя бы на фестивале, пока еще имеют возможность увидеть, почувствовать и прикоснуться к творениям тех, кто по праву составляет гордость нашего кино.

Наталья Хральцова
31.08.2004

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Мир отличного звука

© "Мир DVD", 2004г. Все материалы являются собственностью редакции.
Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.