В начало Rambler's Top100
Электронное
периодическое издание
Обзоры фильмов на DVD
Домашний кинотеатр своими руками
Выставки и фестивали
Новинки на DVD и региональное кодирование
Аппаратура для домашнего кинотеатра
В предыдущих выпусках
Ссылки
Редакция издания
2-й Московский фестиваль
отечественного кино
"Московская премьера"

 

2-й Московский фестиваль отечествен-
ного кино

"Московская премьера"

 

 

 


Программа "Великолепная семерка Алексея Баталова"

К 50-летию кинематографической деятельности Алексея Баталова, президента 2-го Московского фестиваля отечественного кино "Московская премьера", организаторы фестиваля решили сделать ему подарок. Это - семь творческих встреч с прекрасными актрисами, в разное время и в разных фильмах игравших возлюбленных Алексея Баталова. Татьяна Самойлова, Инна Макарова, Людмила Савельева, Тамара Семина, Вера Алентова, Ия Саввина, Ирина Купченко, - именно эти прославленные актрисы в разное время были его партнершами, проживая вместе с ним на экране истории удивительной и такой разной, но поистине настоящей любви.

Татьяна Самойлова и Алексей Баталов снимались в фильме "Летят журавли" (1957) в ролях Вероники и Алексея Бороздина. Фильм получил Золотую пальмовую ветвь - высшую награду МКФ в Каннах, а Татьяна Самойлова - отдельный диплом.

Инна Макарова и Алексей Баталов снялись в картине "Дорогой мой человек" (1958) в ролях Варвары и Владимира Устименко, в фильме "Дело Румянцева" (1955)

Ия Саввина и Алексей Баталов снялись в фильме "Дама с собачкой"(1960) в ролях Анны Сергеевны и Гурова, в картине "В городе С" (1966)

Тамара Семина и Алексей Баталов снялись в фильме "День счастья" (1963) в ролях Шуры и Александра Березкина.

Ирина Купченко и Алексей Баталов снялись в фильме "Звезда пленительног счастья" (1975) в ролях Екатерины и Сергея Трубецких.

Людмила Савельева и Алексей Баталов снимались в картине "Бег" (1970) в ролях Серафимы Корзухиной и Сергея Голубкова

Вера Алентова и Алексей Баталов снялись в фильме "Москва слезам не верит" (1979) в ролях Катерины Тихомировой и Гоши. За работу в этом фильме они были удостоены Государственной премии СССР. В 1980 году этот фильм получил "Оскара".

Зал был полон каждый день, когда проходили эти встречи, места в первых рядах занимались зрителями очень быстро. Ведущий программы Глеб Скороходов, телеведущий и журналист, с удовольствием каждый раз выполнял просьбу Алексея Баталова и говорил от его имени комплимент, что это - счастье работать с такими прекрасными актрисами и красивыми женщинами. Обязательно каждой актрисе вручался роскошный букет цветов от имени Алексея Владимировича. И - приз от спонсоров фестиваля компании "Вель" в виде кинопленки, изогнутой в форме сердца. Все было красиво и очень трогательно.

Я слушала рассказы наших изумительных актрис и думала, а о чем же, собственно, мне лучше всего написать в своих скромных заметках, какое-то общее впечатление от всех встреч? Перечислять фильмы, в которых они снимались, пересказывать истории, происходившие с актрисами во время учебы, истории многочисленных кинопроб, на съемках, или в жизни, переживания по поводу неутверждения на любимую роль? Писать о том, какая экранная судьба была уготована тому или другому фильму? О личностях тех режиссеров, у которых они снимались, о замечательных партнерах по фильмам, каким для них был и Алексей Баталов? О личностях актеров, уже, к сожалению, ныне ушедших, с которыми они были знакомы или даже с которыми им посчастливилось сыграть в кино? О том, как им было интересно учиться новому на съемочной площадке? Но это - невероятно огромный материал об истории нашего кинематографа, совершенно неподъемный для этих небольших впечатлений о творческих встречах. И, слушая одну из историй Тамары Семиной, вдруг поняла - вот оно!

Это - та атмосфера советского кино, сложная, противоречивая и в то же время прекрасная, со своими победами и поражениями, невероятными историческими трудностями, личными трагедиями и болью, которая уже ушла, канула в лету. Безвозвратно и навсегда. Осталось ее гигантское творческое наследие, со старыми фильмами, вошедшими в историю и советского, и мирового кинематографа, которые мы пока еще можем посмотреть, хотя бы на фестивалях; с именами потрясающе талантливых режиссеров и актеров, создавших на экране образы наших современников такой глубины и силы, каких, к сожалению, в российском кинематографе нет. И будут ли - неизвестно. Это была эпоха Режиссеров, обращавшихся не только к современности, но и к сложнейшей классике, к истории Руси, к философскому осмыслению бытия. И собиравших вокруг себя на съемочной площадке самых талантливых, самых глубоких Актеров. Это была подлинная эпоха гигантов - личностей, помыслов, дел и стремлений. Что особенно ясно сейчас, когда происходит возрождение отечественного кинематографа.

И Алексей Баталов, выступая на первой встрече, и его экранные дамы сердца, выступая перед зрителями, говорили фактически об одном. Просто по-разному, иногда акцентируя, иногда нет на этом внимание зрителей. Мир изменился, изменился и кинематограф, изменились средства и методы отображения действительности. Появились новые компьютерные технологии, новые жанры. Современное кино - продукт высокотехнологичный, требующий огромных финансовых вложений, хотим мы этого, или нет. Западное кино, причем, к сожалению, и не всегда лучшие его образцы, из запретного плода превратилось в хлеб, потребляемый зрителями на завтрак, обед и ужин. Нет, вроде бы, цензуры, и никому уже в голову не придет в картинах искать антисоветские моменты, лакировать действительность, и вроде бы все дозволено, в любом жанре, в том числе и в популярнейшем ныне жанре сериала, были бы деньги. Но Личности с большой буквы, с глубоким внутренним миром, вне зависимости от возраста и социальной принадлежности, настоящего героя или героини, способной любить по-настоящему, ошибаться, верить, страдать, - нет. Вера Алентова замечательно сказала, что актеру абсолютно не важно, кого играть, - деревенскую женщину или светскую львицу. Важен человек, который за всем этим стоит. А пока зачастую в фильмах чувства - мелки и надуманы, души - пусты, героини и герои - все на одно лицо, как инкубаторские. Зато много крови, стрельбы, бандитов, проституток, алчности, пошлости, чернухи и беспросветности бытия.

Раньше кинематограф был психологическим, он давал ответы на вопросы зрителей. Сейчас, как считает Вера Алентова, это - совсем другое искусство, оно ближе к цирку, к шоу, к трюкам. Это искусство уже далеко от сопереживания. Изменилось и восприятие искусства кино младшими поколениями. Но она все равно ищет частичку души, чтобы поплакать.

В последние несколько лет появляется все больше новых интересных картин, снятых и признанными мастерами, и дебютантами. И, несмотря на то, что мир так изменился вокруг нас, хотелось бы вновь и вновь сочувствовать, сострадать и сопереживать тому, что мы видим на экране. Чтобы стать лучше, а, следовательно, сделать лучше и мир, нас окружающий. Ведь еще древние говаривали, что страдание очищает душу. Так пусть хрупкие цветы наших душ упрямо пробиваются сквозь бурлящие и пенящиеся потоки крови, изливающиеся на нас с экранов во тьме кинотеатров, сквозь потоки агрессии, чернухи и безнадежность беспредела. Мы обязательно должны увидеть свет в конце туннеля. Смотрите шедевры советского кино.

Наталья Хральцова
03.09.2004

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Мир отличного звука

© "Мир DVD", 2004г. Все материалы являются собственностью редакции.
Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.