В начало Rambler's Top100
Электронное
периодическое издание
Обзоры фильмов на DVD
Домашний кинотеатр своими руками
Выставки и фестивали
Новинки на DVD и региональное кодирование
Аппаратура для домашнего кинотеатра
В предыдущих выпусках
Ссылки
Редакция издания
Обзоры фильмов на DVD

 

 

1999
/
2000
V S 1.33
A E 5.1
S E F

 

                   
7 / 10

 

 

 

Eyes wide shut / Широко закрытые глаза

A Stanley Kubrick film

Язык: English - Dolby Digital 5.1; Subtitles: English, French; Формат: Full Screen (1.33:1); Зона: 1; Дополнения: Theatrical trailer, TV spots, Interviews with Tom Cruise, Nicole Kidman and Steven Spielberg.

Фильм создан Warner Home Video в 1999 году. Выпущен на DVD Warner Home Video в 2000 году.

Фильм Стенли Кубрика "Широко закрытые глаза" оставляет больше вопросов, чем дает на них ответов. По жанровой принадлежности он относится к мелодраме. Фильм очень сложен по внутреннему психологизму и структуре, поэтому каждый найдет в нем что-то свое. Я предлагаю вам свое видение этого фильма, которое не претендует на абсолют.

Отношения двух людей, тем более, многолетняя семейная жизнь, всегда сложны и неоднозначны. Как правило, в течение жизни отношения должны развиваться, по крайней мере, изменяться. В противном случае, если этого не происходит, то семья разрушается, ведь мы и сами меняемся с возрастом и окружающей обстановкой. По существу, отношения двух людей - это некий живой организм, от адаптации и гибкости которого зависит, как долго отношения будут длиться и в каком качестве.

Что же происходит между доктором Уильямом Харфордом (Том Круз) и его женой Элис (Николь Кидман)? Именно об этом пытается нам рассказать Стенли Кубрик, ничего об этом и не рассказывая. Как же так, спросите вы. Да, весь фильм наполнен диалогами, красноречивым молчанием, полукивками, полунамеками и откровениями. Но действия как такового почти нет. Есть эпизоды, нанизанные друг за другом, подобно драгоценному переливающемуся ожерелью, иногда связанные между собой внутренней логикой, иногда пропускающие некоторые звенья. Кубрик не дает готовых ответов. Он хочет, чтобы зритель имел простор для воображения и личностной мотивации поступков героев. Он только расставляет акценты, не морализируя при этом и не впадая в ханжество.

Такое ощущение, что отношения у Уильяма и его жены устоялись, стали привычными для обоих. Любовь еще жива, но привычка делает ее обыденной, тем, что вроде уже и не денется никуда. Достаточно обратить внимание на взгляд Элис, когда муж ее обнимает. В начале фильма Билл (как именует себя Уильям) вроде есть рядом с ней, а вроде бы и нет. Отсутствующий он какой-то. Опять же, для чего благополучной Элис Харфорд потребовалось откровенничать с мужем и рассказать историю о мужчине из отеля, с которым она якобы хотела заняться сексом. И было ли это на самом деле? Может, когда она увидела мужа с двумя красотками на балу, а потом он надолго исчез, она решила, что надо "оживить" их отношения, внести дополнительную интригу, и это была женская уловка? Вопросы, нескончаемые вопросы... Во всяком случае, это была неумная мысль, ибо у доктора Харфорда взыграла ревность и мужские комплексы. Ко всему прочему, его начинают преследовать видения жены в постели с другим мужчиной. А вокруг так много женщин, за деньги готовых исполнить любое желание... Соблазн велик. Но как-то так получается (и слава Богу!), что реализовать на практике свое желание ему не удается. А то ведь проблем было бы гораздо больше.

Да и желание, надо признать, у него какое-то вяловатое. То ли хочется ему чего-то нового, то ли - нет. По сути своей, ему это не нужно. Это - своеобразная месть жене за только мысль (!) о том, что она могла бы (сплошные условные наклонения) заняться любовью с каким-то типом из отеля. Очень неуверенный в себе мужчина, этот доктор Билл. Даже странно, ведь он - врач с достаточно обширной клиентурой. Видимо, одно другому не мешает.

Доктор Харфорд - абсолютно буржуазен и совершенно не склонен к подобного рода экспериментам. Более того, он совершенно неуместен в той разнузданной жизни, с которой по своей воле сталкивается. Да, он может вывести проститутку из кокаино-героинового коллапса, но переспать с ней ему почему-то неудобно, он "ломается", мнется, и сразу хватается за звонок жены, как за спасительную соломинку. Чтобы сбежать.

При встрече со старым знакомым по колледжу Ником, который теперь играет на фортепиано в тайных и закрытых местах, он вдруг принимает решение, что тоже должен побывать в этих злачных, но таких привлекательных для мужчины, заведениях. И что же? Он, опять - таки, внутренне не готов к подобному зрелищу, которое открылось его глазам. Надо сказать, что это - один из сильнейших эпизодов по эмоциональному воздействию в фильме.

Оргия, классическая оргия, о которых мы можем читать в средневековых романах. Изумительной красоты дворец, наполненный мужчинами и женщинами, закутанными в черные шелковые плащи с капюшонами и масками на лицах. По знаку старшего в красном плаще, женщины, конечно, остаются только в масках и том, что трусиками можно назвать лишь условно. Здесь - царство группового секса, лесбиянок и гомосексуалистов, возможно, садо-мазохистов. Ведь присутствующие женщины вполне могли играть и роль сексуальных рабынь. Любой может быть с любым, или наблюдать за сексом соседей. Единственное условие - маска на лице. Можно только представить, во что все это выльется к концу вечера. Но мы этого не увидим.

Ну, скажите, пожалуйста, что там делать благопристойному доктору Харфорду? Он и понятия не имел, во что ввязывается. Мы так и не поймем, где же будет игра в этой оргии, и что же там будет реальностью. С обнаруженного чужака - доктора Билла - снимут маску, и проститутка ценой своей жизни (будет ли это игрой?) выкупит его.

По-русски это называется: "Не в свои сани не садись". Билл не получит от этого вечера ничего, кроме смятения души, боли, страха, продолжающихся мук ревности. Нарушено течение его жизни, и смерть проститутки (уже реальная) будет терзать его.

Мы много не узнаем точно. Когда и как погибла проститутка, каким образом его "оргическая" маска попала к его жене, почему приснился его жене такой сон, сходный с его ночными приключениями, и многое другое. Нет, конечно, бедняге Уильяму кое-что все-таки объяснят, но будет ли это истиной, или удобным мифом-концом истории... Кто знает. Одно несомненно: Элис его любит, и хочет быть с ним.

Фильм неоднозначен, как неоднозначна сама жизнь, многие наши поступки и мысли. И те, кто утверждает, что все может быть либо черным, либо белым, скорее всего, просто не видят полутонов. Правда, если они не знают чего-нибудь, или не признают, то совсем не значит, что этого не существует. Просто пока это не доступно для их понимания. А, может быть, и никогда не будет им доступно.

Внутренняя жизнь семьи с ее противоречиями показана Стенли Кубриком гениально. Этот фильм нельзя смотреть наспех, для развлечения. На него нужно настроиться, иначе многое пропадет, уйдет, исчезнет. Он потрясающе показал разные типы мужчин, их отношение к женщине вообще и к женщине в частности. Ведь на той оргии было много других, женатых, мужчин. Показаны разные типы семьи. Все предельно индивидуализировано, имеет свои аспекты. Именно это интересно для Кубрика - конкретный человек и его жизнь со всеми своими сомнениями и перипетиями.

Интересно поразмышлять, почему в названии присутствуют два несоединимых понятия: "Широко закрытые глаза". Может быть, это намек на то, что можно смотреть на партнера много лет, и фактически его не видеть, не слышать, или в какой-то миг перестать чувствовать порывы его души. А, может, Кубрик изобрел синоним к слову эгоизм, когда для партнера существует только он сам.

Фильм "Широко закрытые глаза", хотя и длинноват, но замечательно снят, очень тщательно выстроен. Акценты делаются на деталях, цвете, жестах, взглядах, позах, мимике героев, что передает их психологическое состояние. Этому способствует и тщательно подобранная музыка, будоражащая зрителя. Фильм очень эротичен. Причем эротика имеет разные оттенки, можно сказать, разные уровни. Эротика сексуальной молодой и ухоженной благопристойной жены, дамы из общества. Более простоватая, приземленная эротика уличной проститутки и вызывающая, полная желания, страсти и бесстыдной чувственности эротика женщин, принимающих участие в оргии.

Мелодрама сложна, какой всегда бывает реальная жизнь, когда нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ясно одно: для доктора Харфорда и его жены Элис наступает новый период их отношений, более живых и, на мой взгляд, чувственных. Хотя, без сомнения, и Том Круз, и Николь Кидман не создали образ асексуальной пары, для которой постель совершенно приелась и не приносит ничего, кроме раздражения. В противном случае, дело бы закончилось гораздо хуже.

И Том Круз и Николь Кидман неподражаемо естественны в исполнении своих ролей. В фильме в их отношениях есть нечто, что позволяет судить не только о физической, но и духовной связи их героев. В этом им, конечно, помогло то, что и в реальной жизни они муж и жена. Хотя, в чем-то, я уверена, это и мешало. Размышлять есть над чем. Те, кто любит фильмы-загадки, кто интересуется мировым кино и подлинным искусством, не могут оставить без внимания такой бестселлер, как диск "Широко закрытые глаза".

04.10.2000 г.

Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
Мир отличного звука

© "Мир DVD", 2002г. Все материалы являются собственностью редакции.
Перепечатка или воспроизведение их любым способом полностью или по частям допускается только с письменного разрешения редакции.