Run
Lola Run / Беги Лола, беги
A Tom Tykwer film
Язык: Немецкий - Dolby Digital
5.1, Англ. (дублированный) - Dolby Digital 5.1, Англ. (дублированный)
- Dolby Surround 2.0; Subtitles - English, French; Формат:
Widescreen anamorphic (1,85:1) & Full Screen (1,33:1); Зона:
1; Дополнения: Theatrical Trailers, Commentary, Music video
Believe by Franka Potente.
Фильм создан X-filme Creative
Pool Gmbh. в 1998 году. Выпущен на DVD Columbia Tristar в
1999 году.
Кино без границ… Удивительно
точное название для этого явления. Такие фильмы могут нравиться
или нет, но, бесспорно, имеют право на существование как отражение
другого, может быть, непривычного для обыденного сознания,
взгляда на мир. Вызывая различную реакцию зрителя, от крайней
неприязни до крайнего восторга, эти фильмы открывают большие
возможности для дискуссий.
Попробуем разобраться в фильме
немецких кинематографистов "Беги, Лола, беги". По жанру его
можно определить как философский фильм-абсурд, фильм-игра.
Не случайно в эпиграф к фильму вынесены слова: "Конец игры
- это начало игры" (Гербергер). Фильм сложен по внешней и
внутренней организации, имеет несколько уровней действительности,
существующих параллельно. Мир каждого героя существует отдельно,
и одновременно пересекается в определенной точке времени с
миром другого человека. Элемент случайности, который режиссер
Том Тыквер использует для связи событий в сложную картину
мира, может изменить судьбу человека, а, следовательно, и
ход самой игры. Стечение обстоятельств (кража мопеда Лолы)
приводит к тому, что она опаздывает на встречу со своим другом
Мани, то есть, является завязкой в развитии сюжета. У Лолы
есть только 20 минут, чтобы помочь Мани достать 100 000 марок.
Отсчет времени пошел, игра началась. Ей приходится каждый
раз начинать свой бег с начала, пока она не достигнет нужного
результата. Правда, при этом изменяется и очередной вариант
развития действия, и будущее. Таким образом, новый вариант
игры (может быть, это просто параллельная реальность c другим
развитием сценария?) изменяет ее судьбу и судьбу людей, с
которыми она сталкивается (Мани, женщина с коляской, велосипедист,
бомж, отец, сотрудница банка). Ведь в мире-игре, как показывает
нам режиссер, есть, как и в любой игре, несколько разных вариантов
(или реальностей). И каждый участник ведет свою игру. Итак,
игра - это как бы внешняя структура, оболочка развивающегося
действия.
С внутренней стороны фильма
мир Лолы - это театр абсурда и хаоса, вызов обществу, противостояние
миру обыденного сознания, к которому принадлежат ее родители,
а так же противостояние окружающим реалиям благовоспитанного
и консервативного общества. Ее трудно назвать дочерью банкира.
Лола и Мани - представители молодежной среды с непременными
татуировками, шокирующей окружающих одеждой, эпатирующим поведением
и сомнительным родом занятий. Абсурд ее и его жизни ярко проявляется
уже на самом уровне общения. В принципе, она готова принять
участие в ограблении магазина или самой ограбить банк ради
Мани, хотя тот представляет собой слабую, ведомую, несколько
истеричную личность, и совершенно непонятно, что их может
связывать. Любовь, скажете вы. Не уверена. Секс - может быть.
В фильме есть рассуждения об их любви, но, на мой взгляд,
для Лолы - это, скорее, протест против причесанного, лишенного
ярких и теплых человеческих эмоций мира, к которому она принадлежит
по рождению. Достаточно статичного и безразличного мира, где
родным матери и отцу нет до нее никакого дела. Отсюда - психопатическое
поведение и образ жизни. Скажем так, что внутреннее противостояние
двух миров гиперболизировано и доведено режиссером до абсурда.
Для большей убедительности режиссер наделяет ее чертами этакой
ведьмочки конца ХХ века, обладающей способностью концентрировать
энергию в крике.
В структуру фильма введено
много различных символов. Часы-дракон в начале фильма - "поглотитель"
времени; красный телефон с летящей в воздухе трубкой - символ
отсчета времени и начала новой игры. Статичность обыденного
мира символизирует один и тот же монолог матери по телефону
и ее неизменная поза в кресле каждый раз, когда Лола заново
начинает свой бег. Большое стекло, которое рабочие постоянно
переносят через дорогу перед машиной реанимации и которое
в одной из реальностей разбивается, является символом хрупкости
человеческой жизни, ее беспомощности перед стечением обстоятельств.
В фильме-абсурде, фильме-игре каждая деталь имеет свой скрытый
или явный смысл. Ничего лишнего. Тройной кадр: стрелки часов,
подбирающиеся к заветной цифре 12, бег Лолы по улице и нетерпение
ожидающего ее Мани. Вот он, физический символ времени для
каждого из них. Для хода игры важен мультфильм, изображающий
бег Лолы по лестнице и включенный в ткань игрового кино, имеющий
разное окончание для разных вариантов игры. Практически с
этого момента и начинается разница в развитии событий.
Для этого фильма случайность,
стечение обстоятельств и фатальность происхождения тех или
иных событий являются сюжетообразующими элементами. В соответствии
с этим в каждом варианте игры изменяется будущее людей, сталкивающихся
с Лолой (оно представлено в виде мгновенно сменяющих друг
друга кадров, как в полицейской или светской хронике), например,
от смерти в одном случае до счастливой семейной жизни в другом
у одного и того же человека. Фатальность же несет в себе неизбежность
осуществления каких-либо событий (например, столкновения двух
машин), и тогда их столкновение - это только вопрос времени.
Режиссер использует цвет как
сюжетный элемент, а так же как элемент усиления эмоционального
воздействия фильма. Например, использование черно-белого цвета
во фрагменте с рассказом Мани (так называемый прием "рассказ
в рассказе") не только отделяет завязку игры от основного
действия фильма, но и служит дополнительным акцентом внимания
зрителя. Для этой же цели служат акценты красного цвета: телефон,
волосы Лолы, красный фон фрагментов их любовных бесед.
Франка Потенте (Franka Potente),
исполнительница роли Лолы, очень убедительна и естественна
в своей игре. Она, практически, является единственной героиней
фильма, а все остальные персонажи служат только фоном развития
действия.
Конечно, фильм сложен. Возможно,
кому-то он не понравится из-за своей многослойности и неоднозначности
сюжета. Но ведь это - "кино без границ", позволяющее автору
воплотить на экране свое представление об окружающем нас мире
и выразить к нему свое отношение. Даже если оно существенно
отличается от обыденного. Главное, что это - талантливо.
06.04.2000 г.