Фильмы режиссера Стивена Спилберга пользуются
заслуженным вниманием зрителей. В фантастической форме он
создает потрясающие по глубине, очень философские и человеческие
картины, которые невозможно смотреть наскоро, начерно, и которые
всегда оставляют сильное эмоциональное впечатление.
В середине 21 века в Америке практически
нет убийств благодаря работе отдела профилактики преступлений.
Используя дар трех провидцев, проще говоря, экстрасенсов,
которые "видят" преступление до его совершения, отдел профилактики
имеет возможность четко, практически мгновенно установить
место совершения преступления и обезвредить потенциального
убийцу до криминала. Трое провидцев постоянно находятся в
специальном растворе. Мозг Агаты (самой сильной из провидцев)
и двух близнецов сканируется методом томографии. С помощью
экстраординарной техники полицейские проецируют в пространство
и могут "прочесать" картинку, возникающую в сознании трех
провидцев, и в специальных летающих скафандрах в течение считанных
минут прибыть на место предполагаемого преступления. Кажется,
что этот проект успешно борется с потенциальными преступниками,
предотвращая насилие, но это до тех пор, пока лучший из полицейских
детектив Джон Андертон (Том Круз) не увидит свое возможное
будущее, в котором он сам убивает человека. Ему выпадет коричневый
шар - предумышленное убийство, и из охотника за предполагаемыми
убийцами он сам становится "дичью".
Итак, что же это за жизнь, которую ведут
люди в будущем? Кажется, с преступлениями покончено, но ведь
на самом-то деле арестовывают невинных людей, которые еще
не успели совершить преступление. Как соединить безопасность
жизни и сохранение свободы личности? Насколько в действительности
хорош этот метод для предотвращения преступлений? Ведь провидцы
иногда расходятся во мнениях, иногда одному из них цепь кующихся
событий видится иначе, чем другим. Что же это: картина истинного
преступления или "дежавю"? И где та грань профессионализма
обслуживающего персонала, которая поможет разграничить эти
два понятия? Почему Агату все время мучают кошмары, и часто
повторяется одно и то же видение? И почему как только Джон
заинтересовался стародавним преступлением, особым мнением
Агаты, ему быстро выпал этот страшный коричневый шар? Кто
пытается устранить его и за что? На все эти вопросы теперь
детектив сам будет искать ответы, спасая свою жизнь, пытаясь
доказать свою невиновность, скрываясь от преследования полицейских,
став беглецом. Джон Андертон дерется, как зверь, убегая от
тех, кто еще вчера были его коллегами, а ныне стали врагами.
Свобода от преступлений, в котором якобы
живет общество, является мнимой и иллюзорной. Она основана
на тотальном страхе у граждан перед даром провидцев, которым
доступно предвидение будущего. Люди живут в условиях тотальной
слежки, везде установлены датчики, сканирующие сетчатку глаза,
для этой же цели используют электронных паучков, в принудительном
порядке при необходимости осуществляющих сканирование людей
у них дома. Но предотвращение преступлений, основанное на
страхе, не искореняет преступность и преступные действия.
Так нужна ли программа предотвращения преступлений, если это
- плод коллективного разума провидцев, и она существует только
на совместном даре всех трех существ?
Интрига у этого фантастико-психологического
триллера многослойна, многоступенчата, в нее можно проникнуть
только последовательно, добираясь до сердцевины, скрытой под
слоями внешней кожуры, тщательно следя за развитием действия.
Зрительское восприятие предельно сконцентрировано, ведь события,
зачастую разворачивающиеся параллельно, впоследствии напоминают
стремительно расправляющуюся сжатую пружину. Материализация
хрупкой истины и критерий объективности воплощены в образе
видений талантливой Агаты (Саманта Мортон), несчастной дочери
бывшей наркоманки. У любого человека есть выбор, - в этом
Агата твердо убеждена.
Фон, являющийся местом развития действия
- фантастический город с вертикальными и горизонтальными дорогами.
Экзотики и спецэффектов вообще очень много в фильме - даже
природа в будущем будет живой и достаточно агрессивной. Динамика
развития действия очень гармонично сочетается с психологическими
нюансами, занимательностью сюжета, перипетиями героев.
Том Круз в который раз показал, что он
может быть очень разным, в зависимости от тех задач, которые
стоят перед его героем. Несомненно одно - его героя нельзя
назвать слабым или незаметным. Это - личность, при чем не
только преодолевающая обстоятельства, но и изменяющая и свою
судьбу, и судьбу людей, находящихся рядом, да и общества в
целом. Такой DVD-диск всегда будет отличным украшением домашней
коллекции.
Наталья Хральцова
20.12.2002г.