Monster's Ball / Бал монстров
A Marc Forster film
Язык: English - Dolby Digital 5.1, English
- Dolby Digital 2.0 Surround; Subtitles: English, Spanish;
Формат: Widescreen Anamorphic (2.35:1); Зона: 1; Время: 112
минут; Дополнения: Theatrical trailer, Audio commentary by
director Marc Forster & director of photography Roberto Schaefer,
Audio commentary by Halle Berry & Billy Bob Thornton and director
Marc Forster, Deleted Scenes & Outtakes, "Making of the Music"
featurette.
Фильм создан Vidmark Productions Ltd в 2002
году. Выпущен на DVD Vidmark Productions Ltd в 2002 году.
Драма "Бал монстров" поражает воображение
зрителя как углубленным психоанализом, так и политкорректной
тематикой взаимоотношений белых и афро-американцев. Не случайно
чернокожая актриса Холли Берри, исполнительница главной роли,
получила награду в номинации "Лучшая актриса".
Исследование человеческой психологии со
времен господина Фрейда продвинулось весьма далеко, и без
него не обходится ни один серьезный фильм, претендующий на
получение "Оскара". Не стала исключением и драма "Бал монстров".
Но если Вы ожидаете найти в фильме, судя по названию, ужасы,
триллер или кровожадных вампиров, жадно терзающих тела своих
жертв, то Вы глубоко заблуждаетесь. Название - всего лишь
аллегория, за которой скрывается душевная черствость, нравственная
глухота, неумение любить, безудержное одиночество и безысходность
человеческого существования без любви.
Любовь оказывается спасительным пристанищем,
которое дает силы жить и озаряет жизнь Хэнка Гротовски (Билли
Боб Торнтон), наполняя ее новым смыслом. В семье Хэнка все
мужчины служат в системе исполнения наказаний, то есть палачами,
непосредственно осуществляющими приговор суда. Проще говоря,
они сажают на электрический стул осужденных на смертную казнь.
Это "милое" занятие передается у мужчин, можно сказать, по
наследству. Бррр, скажете Вы. Полностью с Вами согласна. Трагедия
семьи палачей гораздо глубже, чем это можно себе представить.
Подобная работа практически приводит к распаду семьи, ее деградации,
ибо палач не должен чувствовать, мыслить и что-либо ощущать
в отношении своей жертвы. Но отношение к работе волей-неволей
сказывается и на внутрисемейных отношениях. Старик Бак (Питер
Бойл) настолько очерствел среди смерти, которая для него стала
чем-то обыденным, что не в состоянии испытывать никаких эмоций,
когда внук на его глазах кончает жизнь самоубийством. Его
реакция не просто цинична и страшна, она ... отсутствует.
Его сын Хэнк, в свою очередь, не любит отца, и при первом
серьезном столкновении, не дрогнув, отправляет старика в дом
для престарелых. Хэнк - настоящий мужчина, который принял
жестокость профессии, принял правила игры, навязанные ею.
Он стремится скрывать свои чувства на работе, расслабляясь
только во сне, позволяя себе негативную реакцию только тогда,
когда его никто не видит. Сонни (Хит Леджер), по сравнению
с дедом и отцом - слаб, эмоционален и не способен противостоять
цинизму профессии. Не смотря на все свои усилия и стремления
походить на отца, ведь он даже пользуется услугами той же
проститутки, что и отец, по своей сути Сонни не может быть
хладнокровным, лишенным всяческих эмоций, убийцей. Итог жизни
деда и отца таков: они остаются в одиночестве друг с другом,
а на лужайке у дома к двум могилам прибавляется третья.
Одиночество, ненавистное всеми беспроглядное
одиночество может свести человека с ума. У Хэнка есть только
несколько вариантов: очерстветь окончательно, как старик,
или дать в конечном итоге слабину, как сын и мать. Но он действительно
силен характером, поэтому бросает все, и начинает новую жизнь.
После смерти сына в Хэнке просыпаются человеческие черты,
которые до сей поры он успешно загонял внутрь, не давая им
взять верх. Вся его дальнейшая жизнь - отрицание прошлого.
Он хочет любить, заботится о ком-то. И судьба подбрасывает
ему сюрприз: ненавидя афро-американцев, он влюбляется в красавицу
Летицию (Холли Бэрри), которую вряд ли можно принять за белокожую
женщину. Билли Боб Торнтон очень естественен и органичен в
этой роли, на наших глазах происходит его постепенное превращение
в другого человека. Ведь подобрал же он Летицию на дороге
с истекающим кровью кем-то сбитым сыном, хотя раньше подобная
мысль вряд ли пришла ему в голову...
Драма производит сильное эмоциональное
впечатление не только благодаря сложности психологических
коллизий, межнациональных отношений белых и афро-американцев.
выстраиваемых режиссером Марком Форстером, но и прекрасной
и очень трепетно-естественной игре Холли Бэрри. Из всеми гонимой
вдовы бывшего заключенного и безутешной матери, потерявшей
сына, она превращается в любимую и любящую женщину. Не последнюю
роль в усилении восприятия пафоса ситуаций играют и звуковые
спецэффекты. Например, когда осужденного готовят к казни,
ему бреют голову, то сухое шуршание падающих черных волос
как будто отмеряет последние мгновения, оставшиеся в его жизни.
Драматизм усиливает и мрачноватая эстетика смерти: тщательная
подготовка к жутковатой процедуре казни на электрической стуле,
кровь, которую неоднократно смывает Хэнк.
В драме все сложно, как бывает порой сложно
и в жизни. Выживает тот, кого искренне любят, тогда он сможет
выстоять вне зависимости от того, какие испытания приготовит
ему судьба. И пусть в нашей жизни монстры как можно меньше
веселятся и пляшут на своих балах.
Наталья Хральцова
27.07.2002 г.