Фантазии и мечтам человека об иных мирах
нет предела. Но освоение и покорение неизведанных пространств
Вселенной, скачки во времени могут дать толчок совсем иному
развитию цивилизации. На Земле вместе с нами живут разнообразные
животные и птицы, человек давно приручил, одомашнил или вообще
истребил многие их виды. И никто не может заглянуть в сознание
животных и проследить, что же у них там творится, в их мозгах
живых существ, которых человек запер в клетки, может, это
только иллюзия, что человек - венец природы...
Люди всегда пытались использовать животных
в своих самых рискованных экспериментах, вспомним полеты собак
в космос, предварившие полет человека. В фантастическом триллере
"Планета обезьян" роль подопытных собачек досталась обезьянам,
чья дрессировка человеком после аварии космической станции
привела к неожиданному завитку в развитии цивилизации. Сотрудники
межпланетной космической станции изучали возможности разных
видов обезьян, чтобы те после соответствующего обучения могли
заменить пилота-человека в экстраординарных ситуациях. Разразившаяся
цифровая буря поглощает и шимпанзе, и отправившегося вслед
за ним пилота, что, как и полагается по законам жанра фантастики
и приключений, приводит к изменению будущего. Конечно, мы
это уже не раз видели, но этот фантастический триллер - новая
и интересная интерпретация путешествия во времени и пространстве.
Лео Дэвидсон (Марк Увалберг), с трудом
продравшись сквозь эпицентр цифровой бури вслед за потерявшимся
в этой же буре подопытным шимпанзе, терпит крушение на неизвестной
планете. При ближайшем рассмотрении оказывается, что на этой
планете привычный мир для человека вывернут наизнанку, все
устроено шиворот-навыворот. Обезьяны - хозяева жизни. Люди
- товар для обезьян, их рабы. Люди и обезьяны - враги, хотя
некоторые из обезьян и сочувствуют угнетенному человеку. Обезьяны
живут, как люди, в подобии квартир или домов, одеваются, едят,
уютно устроившись за отлично накрытым столом, и при этом ведут
разговоры на общефилософские темы, что им совершенно не свойственно
в нашем мире. Люди сидят в клетках, и Лео, захваченный в плен
вместе с аборигенами после приземления, сразу выделяется из
толпы жалких и слабых рабов, он полон жизненных сил, вольнолюбив,
агрессивен, и не хочет жить в клетке. Лео уготовано судьбой
стать вождем людей в борьбе за свое освобождение из рабства
обезьян.
Триллер - отличная аллегория, в которой
показаны все пороки человеческого общества: жадность, жестокость
по отношению к слабым и немощным, предательство, стремление
к власти любой ценой, культ физической силы и попытки все
вопросы решать с помощью оружия. Главный обезьяний воин -
низкорослый шимпанзе, хитрый, злой, умный, расчетливый, жестокий,
обуянный непомерными амбициями, жаждущий абсолютной власти
и ненавидящий людей. Прямо Наполеон... Он знает, что в далеком
прошлом люди были хозяевами, а обезьяны - рабами. Но предводитель
хочет во что бы то ни стало сохранить нынешнее господство
обезьян. Триллер - еще и пародия на наше общество, чего стоят
убийства, уловки, интриги и ловушки, игра в демократию, обман
сената, к которым прибегает зловредный шимпанзе, стремящийся
достичь личных целей.
Необычный неординарный сюжет держит зрителя
в напряжении, заставляя внимательно следить за развивающимися
событиями на экране. Этому в немалой степени способствуют
трюки, прекрасные компьютерные спецэффекты, шикарный звук,
отличная работа оператора, а так же легкая аура симпатии сенаторской
дочери-обезьянки к привлекательному космонавту, бравому представителю
военно-воздушных сил США и новому герою "обезьяньей" планеты,
сошедшему с небес и изменившему мир. Феноменальное зрелище
воинов-обезьян в шлемах и латах, сражающихся с людьми, производит
на зрителя сильное впечатление. И, хотя Лео пытается повернуть
время вспять, вряд ли ему это удастся - отныне, видимо, ему
суждено путешествовать в параллельных мирах бесконечности
Вселенной... В общем, отличный фантастический триллер, приключения
героев которого не дадут скучать любителям перемещений во
времени и пространстве, в безграничности таинственного, но
столь притягательного космоса.
Наталья Хральцова
17.06.2003г.