В основе шпионского боевика "Идентификация
Борна" лежит роман Роберта Ладлама (Robert Ludlum). В тайной
жизни секретных агентов для простого зрителя, понаслышке знающего
о шпионских страстях, всегда есть много привлекательного.
Опасность, смерть, романтизация и приключения, сопутствующие
этому занятию, пробуждают человеческое любопытство и желание
хоть немного окунуться в мир, закрытый от глаз простых обывателей.
Но действительность оказывается совсем не так уж романтична,
хотя и чрезвычайно опасна для жизни.
Каждый из нас имеет прошлое, знает свое
настоящее и предполагает будущее. Если же отнять у нас полностью
память, сделать нашу личность, что называется, "чистым листом",
то любой человек захочет узнать, кто же он на самом деле.
Амнезия, постигшая Борна (Мэтт Дэймон) заставит его по-другому
посмотреть на свою жизнь, и он захочет изменить ее. Но его
профессия наемного убийцы сделает принятое им решение выйти
из игры смертельно опасным для сохранения собственной жизни.
Трудно представить себе ощущения человека,
понявшего, что он не знает ничего ни о себе, ни о своей жизни,
ни об окружающем мире. Очнувшись после пребывания в океане,
раненый и не понимающий, что с ним происходит, Борн становится
участником непонятных и опасных событий, концентрирующихся
вокруг него. По мере развития действия картины его эмоции
и растерянность только усиливаются, ибо его тело хранит только
моторные реакции, то, что называется "мышечной памятью". В
случае нападения Борн волшебным образом разделывается с любым
противником, не задумываясь, действуя автоматически. Кто же
он, прекрасно владеющий приемами рукопашного боя, обладатель
нескольких паспортов на разные имена и фамилии, большой суммы
денег и оружия? Почему неизвестные люди все время пытаются
его убить? Его преследуют французская полиция, ЦРУ, любой
гражданин становится для него потенциально опасен. Борн знает
массу вещей, кроме одной, главной - кто же он. Отчаянно пытаясь
выжить, Джейсон жестоко сражается за свою жизнь, огрызается,
как одинокий волк, гонимый охотниками и преследуемый собаками
по пятам. Только Мари (Франка Потенте), случайно встреченная
девушка, заставит его душу немного оттаять.
На мой взгляд, режиссеру удалось создать
не просто развлекательный фильм. Убийца Борн - не бездушная
машина, равнодушно нажимающая на спусковой крючок, глядя жертве
прямо в глаза. Чувство одиночества и нежелание заниматься
больше этой грязной работой приводят к тому, что у лучшего
агента возникает четкое сформировавшееся желание все забыть
и исчезнуть навсегда. Прекрасно отлаженная система, дорогой
проект по подготовке наемных убийц в случае с ним дает сбой.
На фоне поисков Джейсоном Борном себя
и смысла своей жизни секретные службы, стоящие на службе государства,
да и сама государственная машина выглядят как бездушные ужасающие
монстры. Нет никакой романтики в их работе, есть правила жесточайшей
игры, которые обязаны соблюдать все без исключения. Иногда
это бывает и игра без правил (для подчиненных). Нарушивший
эти правила (или отсутствие таковых) карается смертью. Политика
- слишком большие деньги и беспредельная власть, чтобы рисковать
ими. Жизнь человека - ничто по сравнению с плодами, которые
может принести умная и хитрая политическая игра. Закроется
один проект, откроется другой.
Мэтт Дэймон, безусловно, талантливый актер,
очень органичен в роли раскаявшегося убийцы. Молодая актриса
Франка Потенте знакома нам по фильму "Беги, Лола, беги". На
мой взгляд, у нее неплохое будущее в Голливуде, она пластична,
обаятельна, обладает собственным шармом, нестандартной внешностью,
индивидуальностью, что немаловажно для любой актрисы.
Картина изобилует темными сценами, чьи
темно-зеленые или черно-голубые тона расцвечиваются вспышками
молний, отсветом огней или взрывов. Фильм гармонично сочетает
истинно голливудскую зрелищность, динамику развития действия,
сложную закрученную интригу с истинно европейским неторопливым
вниманием к внутреннему состоянию души человека, хотя он и
является наемным убийцей. Безумные гонки по извилистым улицам
Парижа, виражи, выписываемые полицейскими на мотоциклах, драки
- увлекательное зрелище, смотрятся ничуть не хуже гонок и
драк в Нью-Йорке, Чикаго или Лос-Анджелесе. Еще интереснее
- очень тесно, по-европейски скученно, нет американских просторов.
Но при этом в боевике нет убогости мысли, тупости или излишней
"крутизны", перегруженности рукопашными поединками, все гармонично
и целостно. Отличный звук, дающий возможность зрителю ощутить
себя в центре схватки. В целом, занимательная интрига, талантливая
актерская игра, немного психологизма и много зрелищности вовлекают
зрителя "внутрь" действия, пробуждая повторное желание возвратиться
к просмотру DVD-диска "Идентификация Борна".
Наталья Хральцова
25.01.2003г.