Может ли водопроводчик, который чинит
унитазы, биде и отлично разбирается в трубах, быть творческой
личностью и страдать от того, что окружающие его воспринимают
как третьесортного человека, стоящего на низшей ступени в
социальной иерархии? Оказывается, может. Правда, до конца
насчет творческой личности и водопроводчика я не уверена,
исходя из повседневной российской действительности, но если
предположить, что, к примеру, профессия дворника в советское
время была востребована среди свободолюбивой богемы, особенно
поэтов, возможно, такие аномалии и встречаются. Но это так,
лирическое отступление. Тем более что и фильм - американский.
Короче говоря, живет такой простой американский
водопроводчик Дэвид (Мартин Донован), ходит по клиентам, чистит
им унитазы, устанавливает сногсшибательные души в ванных и
вообще приходит по первому зову, если что не работает. Но
потом случается казус. Переспав с девушкой, он утром слышит,
как она по телефону страдает, что он - обслуживающий персонал,
водопроводчик. Мол, не представляет и не знает, что это на
нее нашло, спать с таким типом. Ведь она - сценаристка, и
как раз заканчивает писать сценарий фильма. И вот тут-то все
и начинается. Задело Дэвида за живое, что он в глазах окружающих
- никто, и звать его никак, человек самого последнего сорта,
обслуга, пустое место, с которым и переспать-то стыдно. И
он предлагает своему приятелю афроамериканцу Эр Джи, менеджеру
по кастингу актеров, подобрать актеров для участия в съемках
нового фильма, режиссером которого будет он, Дэвид. Короче,
он хочет сотворить мистификацию, чтобы в глазах девушек начал
мелькать хоть какой-нибудь интерес при виде режиссера, а не
водопроводчика Дэвида. А чтобы мистификация удалась, Эр Джи
(Кевин Кэрролл) придумывает ему псевдоним, соединив в одно
куски известных фамилий. А где взять сценарий? Конечно, украсть
у той девицы, сценаристки, что так мучилась, что переспала
с ним. Куски сценария украдены, вокруг фильма хитрый и знающий
свое дело Эр Джи закручивает интригу, делает грамотный пиар,
изменяет название. Весь мир кино начинает интересоваться и
режиссером, и фильмом, вокруг которых распространяется масса
слухов. Но обман на этом не заканчивается, так как для производства
фильма все-таки нужен полный сценарий, и к съемкам друзья
вынуждены привлечь настоящего автора уже получившей огромную
популярность в кинематографической среде картины. Сценаристка,
конечно, соглашается, но водопроводчику и самому приходится
играть роль режиссера.
Но если отбросить иронию, то романтическая
мелодрама "Воздушные замки" оказывается глубже, чем может
показаться на первый или поверхностный взгляд. Этот фильм
- о том, что для окружающих нас людей существуют только внешние,
социальные атрибуты человека. Как правило, люди стремятся
общаться и проявляют повышенное внимание только к успешным
личностям, облеченным властью, богатством, должностью, известностью
или популярностью. Никому не интересен "маленький" человечек,
его мысли и желания, например, обычный водопроводчик. Никто
не видит, да и не желает видеть его истинную сущность, понять
его, никто даже не пытается заглянуть в его душу. Никто не
смотрит на внешность почтальона, только если не видит его
часто, не удостаивает вниманием консьержа, рядового продавца,
только если он нас не обсчитал, не нахамил, портье в гостинице
или официанта. Они все - всего лишь обслуживающий персонал,
самая низшая ступень общества, которая не стоит времени и
внимания. Но многие талантливые люди, добившиеся известности,
богатства, занимающие самые высокие ступеньки лестницы в негласном
табеле о рангах, сами когда-то начинали с этих, столь презираемых
всеми, низших ступеней, но это уже давно предано забвению
в ярких лучах популярности, и их взлет как нельзя лучше свидетельствует
об их таланте, настойчивости в достижении цели. И именно их
внимание, расположение, кивок головы или даже дружбу окружающие
теперь пытаются снискать, во что бы то ни стало, ибо это косвенно
свидетельствует и об их успешности и их положении в обществе,
коль скоро они смогли оказаться рядом, прикоснуться и погреться
в лучах чужой известности, славы, богатства. О, люди жаждут
такой дружбы, жаждут этого благословенного отсвета чужой успешности,
который падет и на них и изменит их собственный статус.
Так получилось и у Дэвида. Как только
обман случайно раскрылся, и все узнали, что он - просто водопроводчик,
а не талантливый режиссер, чья личность и чей фильм вызвали
столько слухов, пересудов и сплетен, вокруг него быстренько
оказался вакуум. Хотя на поверку он оказался не так уж и плох,
только сценаристка, ставшая его настоящей любовью, нарушила
стену молчания и вернула его на съемочную площадку.
Мелодрама смотрится на едином дыхании,
чему способствует и легкая, очень светлая музыка. Хотя фильм
насыщен социальными, философскими, психологическими проблемами
и эмоциональными переживаниями персонажей, этого совершенно
не чувствуется, все существует в подтексте, без назидательности
и давления на восприятие зрителя. Все разрешается, как бы
само собой, изящно и непринужденно. И зритель, в который раз,
не устает восхищаться созидающей силой настоящей любви, для
которой не существует социальных условностей, не существует
преград, и которая одна способна видеть душу.
Наталья Хральцова
24.08.2004г.