"Джеймс Бонд наоборот" - так бы я условно
назвала отличный триллер о работе секретных агентов "Рекрут".
Но если в знаменитом цикле фильмов об агенте 007 речь идет,
скорее, о внешней и, зачастую, весьма приятной и привлекательной
стороне работы разведчика, то "Рекрут" посвящен внутренней
стороне, то, что остается за кадром, непосредственно отбору
людей, их дальнейшей физической и психологической подготовке
и к тем испытаниям, которым подвергаются сотрудники ЦРУ.
"Не верь, не бойся, не проси", - это про
них, про бойцов "невидимого фронта", о которых слагают легенды
и пишут книги, о которых мы наслышаны исключительно в превосходной
форме. Но на самом деле жизнь профессиональных разведчиков
очень сложна. В специальной школе, "на ферме", будущих сексотов
специальные инструкторы-профессионалы, как Уолтер Берк (Аль
Пачино), учат быть осторожными, учат выживать в любых ситуациях,
никогда и никому не доверять, ни друзьям, ни родственникам,
доверять только себе, верить в собственные силы, слушаться
голоса собственной интуиции и только. Никакой любви, привязанностей,
иначе чувства в критической ситуации могут помешать выполнению
служебного долга. Разум, попирающий чувства, - такова основа
сохранения собственной жизни разведчика. Будущих шпионов или
разведчиков (смотря в какой ситуации) учат убивать, обманывать,
прыгать с парашютом с той же ловкостью, с какой они могут
манипулировать и своими коллегами, и ничего не подозревающими
окружающими людьми, их чувствами, играя "в любовь", "в дружбу",
смотря по заданию. Цинизм, крайняя расчетливость, ясность
и холод ума, постоянный контроль над собой и другими, - вот
оборотная сторона жизни секретных сотрудников, их плата за
профессиональный успех и собственное выживание. Таковы правила
игры, которые они принимают и вынуждены соблюдать до конца
службы. И чем выше профессионализм разведчика, тем закрытее
его внутренний мир, тем более он одинок. Это - тоже плата.
Но и секретный агент не может быть гарантирован, что его не
разыграют "втемную" и не подставят более опытные коллеги.
Разведчик должен быть постоянно настороже,
ведь все, что происходит вокруг него, может оказаться психологическим
тестом, проверкой на его состоятельность и профпригодность.
По заданию он может быть и "глазом", то есть, следить за кем-то,
а на самом деле, сам того не подозревая, оказаться примитивным
"кроликом", то есть, тем, за кем следят и чье поведение оценивают
строгие судьи или вражеские глаза. Все окружающее может в
любой момент рассыпаться, как карточный домик, стать легкой
завесой, иллюзией, тающей, как дым, открыв совсем уж не приглядную
картину действительности. Сплошные философские ассоциации
с "Матрицей".
Сложная многоуровневая интрига триллера
удерживает внимание зрителя и заставляет его следить за развитием
действия. Фильм очень эмоционален, очень зрелищен, насыщен
трюками, спецэффектами, психологическими коллизиями, что вовлекает
зрителя "внутрь" действия и заставляет сопереживать. Действие
триллера подобно тугой, упруго сжатой пружине, которая в любой
момент развития сюжета может внезапно распрямиться, преподнеся
сюрпризы и неожиданности. Вербовка и приключения Джеймса (Колин
Фаррелл I), его взаимоотношения с Лейлой (Бриджет Мойнахан)
и Уолтером Берком искусно запутаны в единый пестрый клубок
сюжетных поворотов и хитростей, в которых есть место и лжи,
и предательству, и правде, и смерти, и жизни. Вот только трудно
найти границы и отделить одно от другого, настолько все смешано,
сплетено и иногда затянуто в узел, который сложно развязать.
Джеймсу придется раз и навсегда решить для себя несколько
вопросов, что же для него важнее: выполнение секретного задания,
получение информации, любовь или обычная жизнь.
И что более безнравственно: предательство
или получение информации любой ценой, вплоть до открытой манипуляции
любимой женщиной. А, главное, кто на кого работает?
Аль Пачино в этом триллере досталась роль
Мефистофеля, который сам попал в свою паутину, но только сотканную
им для других. Он искушает, соблазняет, угрожает, обманывает
и подличает, являя свое искусство вербовки и обольщения. И
Джеймсу Клейтону придется продираться просто-напросто сквозь
его душные словесные джунгли, возведенные талантом умелого
мастера-рекрутера. Очень динамичный триллер, который доставит
истинное удовольствие всем поклонникам жанра action.
Наталья Хральцова
01.06.2003г.