Фильм снят режиссером Стивеном Содербергом
по роману Станислава Лема, это - римейк картины мэтра отечественного
кино, режиссера Андрея Тарковского.
Хотели бы вы наяву вновь столкнуться со
своими близкими, которые покинули этот мир? Хотели бы вы досказать
недосказанное, объясниться лишний раз в любви, подарить больше
тепла, уделить больше внимания, изменить прошлое, или вообще
начать сначала свою историю любви? И при этом не потерять
себя, не сойти с ума, а обрести самого себя в новом пространстве...
Мертвые люди - наги...
Что есть любовь, и что есть смерть? Как соотносятся разум
и Божественное начало? Как память о любви, о прошлой жизни,
как сама любовь сопрягаются с Вечностью? И, наконец, в чем
смысл существования? И есть ли место, где разлученные смертью
возлюбленные смогут соединиться навсегда и быть счастливы?
Да, вопросов многовато будет. Но, собственно,
для того и существует жанр философского фантастического триллера,
чтобы хотя бы попытаться найти ответ.
Психолог Крис Кельвин (Джордж Клуни) получает
видеопросьбу немедленно вылететь на межпланетную станцию в
районе Соляриса, где происходит что-то непонятное. Связь со
станцией потеряна, системы контроля выключены. Крис получает
задание добраться до станции и уговорить экипаж вернуться
обратно. Кельвин находит в живых двух членов экипажа, остальные
свели счеты с жизнью. Те, кто живы, ведут себя явно неадекватно
и странно. Кроме того, на станции Крис замечает маленького
мальчика, которого явно раньше не было в наличии. Это - один
из "гостей", как их прозвала доктор Гордон. Сама она тоже
явно находится в состоянии маниакальной депрессии и развивающихся
фобий (страхов). Совершенно очевидно, что на станции что-то
не ладно, но, до тех пор, пока Крис не испытает "это" на себе,
у него не получится разговора с сотрудниками станции. Все
дело в том, что под воздействием Соляриса оживают мертвые,
близкие тех, кто находится на станции. Умершие приходят "в
гости", материализуясь из ниоткуда, в том виде, возрасте и
такими, какими они хранятся в памяти людей. Точно так приходит
к Крису и его умершая любимая жена, Рейа (Наташа МакЭлхон),
покончившая жизнь самоубийством.
...Возлюбленные будут утрачены, а любовь
- нет,
И смерть над ними не властна...
Так кто же они, эти "гости"? Люди или нечто другое, порождение
иного разума? Может быть, это - только копии людей, часть
Соляриса? Или это - просто зеркало, отражение части сознания?
И насколько нравственно их уничтожать, если "гости" могут
манипулировать сознанием и поведением людей? К тому же, "гостья"
Рейя осознает, что она - не цельная личность, что она склонна
к самоубийству, так как такой ее запомнил Крис. Крис хочет
исправить свою ошибку, приведшую к трагическому финалу, но
Рейя понимает, что вместе они не могут жить ни на Земле, ни
на станции. Так что же выбрать Крису: вернуться на Землю без
любви или попытаться изменить сегодняшний день?
Картина представляет собой практически
сплошные диалоги, исполненные глубинного философского и теологического
содержания, в которых ведутся разговоры о Вечности, Разуме
и Боге как самоценных категориях. Солярис показан, как живая
планета, которая не только продуцирует "гостей", но и может
активно воздействовать на станцию.
Кроме диалогов, категория цвета так же
является самостоятельным сюжетообразующим элементом, приемом,
используемым Стивеном Содербергом. Прошлое Криса - это цветной
мир, окрашенный в теплые желто-охристо-коричневые тона. Его
настоящее - напряжение, холод темно-синего и темно-голубого,
прорезанный белым светом. В сопряжении этих двух цветовых
пространств и развивается действие, хотя и достаточно неторопливо.
Но когда начинается в его воспоминаниях разрушение прошлого,
когда взаимоотношения между ним и Рейей усложняются, тогда
и в прошлом появляются пятна синего, как своеобразные предвестники
его настоящего. Например, Рейя встречает друзей Криса в синем
платье цвета "электрик", хотя до этого она предпочитала теплые
неинтенсивные тона. Cиний же цвет ее одежды мы видим и в эпизоде
их ссоры, приведшей к трагедии. Изменяется и цвет, излучаемый
Солярисом. Вначале - это сине-голубая с белым планета в черноте
Вселенной, затем белый цвет постепенно розовеет, голубой тоже
постепенно замещается насыщенно-розовым. Насыщенно-розовый,
в свою очередь, становится все ярче, постепенно сменяясь на
красный, акцентируя внимание и персонажей, и зрителей на возрастании
агрессивности планеты. И в финале - активный красный с желтым,
как взрыв, завершает динамику цвета Соляриса.
Настоящая любовь оказывается неподвластна
времени и Вечности, в отличие от бренности тела. Крис и Рейа
обрели друг друга где-то в своем собственном, параллельном
мире, где ничто уже не имеет значения, кроме них самих. И
теперь могут начать все сначала.
Наталья Хральцова
14.08.2003г.