Акустика
Quadral - сабвуфер не нужен.
При покупке
в начале 1999 года аппаратуры для "домашнего кинотеатра" я
поставил себе задачу – убить двух зайцев. Хотелось, что бы
и кино можно было со всеми удовольствиями смотреть, и музыка
с компакт-дисков достойно звучала. И мне кажется, это удалось.
Телевизор
и Hi-Fi видеоплеер к тому времени у меня уже были, а на приобретение
остальной техники я не мог себе позволить истратить больше
3 "американских" "штук". В результате нескольких месяцев раздумий,
приценки и прослушиваний вот какой комплект "кинотеатра" оказался
у меня дома:
- телевизор
– JVC
AV-K29MX1 (4:3, 3 композитных входа, 1 выход);
-
видеоплейер – Panasonic NV-SR70 ( Hi-Fi, PAL/SECAM/NTSC pb&rec);
-
усилитель – Yamaha DSP-A595 (5 каналов по 110W, DPL, DD);
-
проигрыватель CD – Yamaha CDX-993 (9,6 кг, 2-20000 Гц, 0,002%);
-
тюнер – Yamaha TX-492 (ничего особенного);
-
проигрыватель DVD – Pioneer DV-505 (без декодера, не играет
DTS);
-
кабели (межблочный серебряный Oehlbach c одной стороны впаян
в плату усилителя с другой подсоединен к проигрывателю CD,
акустические Tara Labs);
-
акустика немецкой фирмы Quadral.
Об акустике
в основном, и пойдет дальше речь. Об остальных компонентах
при необходимости можно найти информацию в сети.
Расположилось
все вышеперечисленное "железо" в проходном торце 19-метровой
(5,5 Х 3,4) комнаты хрущевской квартиры. С другого торца (тыл)
– окна с плотными занавесками, выход на балкон и 2 кресла.
У стены справа – 4,4-метровая мебельная "стенка", слева –
стол с компьютером, стол-книжка и раскладной диванчик на колесиках,
который легко в случае необходимости можно вывезти на середину
комнаты. Фронтальная стена граничит с соседями, поэтому пришлось
"заглушить" ее 16-миллимитровым изолятором из пенополуретана.
"Железо" стоит в дешевой стойке из ДВП подмосковного производства,
но, во-первых, я эту стойку поставил на регулируемые шипы
(а последние на советские железные рубли), во-вторых, на нижнюю
полку наложена большая куча журналов, которые своим весом
создают неплохой балласт, и, в-третьих, полка для CD-проигрывателя
стоит на самодельных резиновых
амортизаторах.
Теперь о Quadral.
Если Вы решите заглянуть на страничку
фирмы в сети – http://quadral.com,
то там уже не будет (а, может, никогда и не было) информации
о продуктах, которые будут описаны ниже.
|
Фронтальные
мониторы – серия "Phonolpgue Gold", модель "Amun". 970
X 230 X 340. 32 кг/шт. Соединение с полом через резиновые
ножки-шайбы. 4-канальные. 2 фазоинвертора – впереди
и сзади. Согласно паспорту – мощность номинальная 120W,
пиковая 170W, 28-80000
Гц, 4 Ом. Подключены Bi-wiring.
Магнитного экрана нет, но на расстоянии 30 см от телевизора
заметного влияния на качество картинки не оказывают.
|
Тыловые
– серия "Е", модель "Dauphin MK III".
387 Х 223 Х 290. 5 кг/шт. Для крепления колонок фирмой
ничего не предложено (я приклеил под каждую по 4 мягких
ластика). 2-канальные. Фазоинвертор сзади. По паспорту
– 60/100W, 36-22000 Гц, 4-8 Ом.
|
|
|
Центр
– серия "Surround-Sound-Systems", модель "Base Five".
570 Х 195 Х 405. Вес около 10 кг. Фирма приложила клейкие
резиновые ножки – амортизаторы, но я лепить их не стал,
т.к. поставил на колонку телевизор. Колонку можно расположить
горизонтально или вертикально, для этого фирма предусмотрела
вращающийся логотип (на рисунке - слева). 2-канальные
(пищалка и 2 основных динамика). Фазоинвероторы - 2
впереди. Согласно ярлыку на колонке ее мощность 100/150W,
диапазон 30-22000 Гц, сопротивление 4 Ом.
|
Обошелся мне
этот комплект акустики примерно в 1200 $ (по знакомству).
Теперь несколько
примеров субъективной оценки звучания компакт-дисков.
Низкие частоты
в песне "Since I've Been Loving You" с ремастированого "Led
Zeppelin III" воспринимаются не только на слух, но и ощущаются
всем телом, на 1/3 регулятора громкости чувствуется дрожь
в подлокотниках кресла (на ½ регулятора звук становится
оглушительным и начинают позванивать стекла). Бас-гитара в
"Demon's Eye" с диска Deep Purple "Fireball" с первых секунд
дает такой заряд энергии, как-будто открывается второе дыхание
(хотя и первое было нормальное). Саксофон в джазовых композициях
несет с собой хриплое дыхание, характерное для живой музыки,
играемой в барах. В композиции "Нерру Valley" с диска Vanessa
Mae "Storm" ясно слышно,
что скрипка играет прямо перед тобой, а хор поет где-то в
глубине сцены. Хорошо осязаема панорама в качественно записанной
классике.
Качество музыки
сильно зависит от качества дисков. После покупки аппаратуры
быстро начал понимать, почему различаются по цене японские,
американские и немецкие диски. "Левые" я в последнее время
почти не слушаю, не хочется расстраиваться (правда, есть исключение
– первый диск Земфиры, хоть и пиратский, но звучит, а вот
второй, разрекламированный, в коробке – плеваться хочется).
Товарищ,
у котрого дома серьезная аппаратура (Musical Fidelity, KEF),
прослушал некоторые свои любимые диски на моем "железе". Резюме
было такое: у меня лучше "панорама", но у него лучше слышны
"нюансы" звука. Как же он расстроился, когда я, немного послушав
у него дома знаменитую "Money"
от Pink Floyd, вынес свое резюме: у его левого KEF не работает
пищалка, а он этого с самой покупки не замечал. Если бы не
мое вмешательство – так бы и слушал дальше, а теперь мастерскую
искать.
Теперь
о звуке с DVD-диков. Конечно, тут чувствуются все прелести
формата DD 5.1. по сравнению с Dolby Pro Logic. При проигрывании
в DD "Хищника" с А. Шварцнеггером я как будто оказался рядом
с ним в лесу, а вот при воспроизведении этого же фрагмента
в DPL звуковая панорама отсутствовала, а тыловые колонки лишь
подыгрывали фронтальным. В замке Дракулы Брема Стокера попадаешь
в атмосферу, наполненную тревожными звуками, будоражащими
воображение и заставляющими напрягаться. При воспроизведении
этого же фильма в DPL с англоязычной кассеты такие ощущения
не возникали. А когда Джеймса Бонда в фильме "Moonraker" посадили
в центрифугу, он буквально кружил вокруг меня, сопровождаемый
мощным низкочастотным гулом работающего агрегата (тыловые
колонки тоже неплохо отрабатывают "низы").
Принято
считать, что полноценному домашнему кинотеатру нужен сабвуфер.
А вот моему не нужен. Озвучка лавы в "Volcano" воспринимаются
очень близко и естественно. Взрывы и другие громкие эпизоды
в "The X-Files Fight The Future" наполнены звуком до нижнего
предела, когда их воспринимаешь уже не ушами, а кожными покровами.
А в фильме "Starship Troopers", когда жуки "плюются" в космические
корабли, возникает желание даже как-нибудь снизить громкость
самых низкочастотных составляющих их выстрелов.
Таким
образом, благодаря акустике Quadral звук с компактов и DVD
дисков получился достаточно хорош. Представляется, что слабыми
звенями в рассмотренной системе являются телевизор и усилитель,
и в моих планах заменить их на более совершенные. Следующим
шагом по апгрейду системы могла бы стать замена DVD-плейера.
Вот лежу и думаю, где
бы денег взять.
Олег Яковлев,
г. Москва.
12.09.2000
|